Почему не взяли лучшего нападающего на Чемпионат мира по футболу?
Скоро на футбольных стадионах начнутся баталии Чемпионата мира 2018 года в России. В сборную России не попали по разным причинам пара стоящих игроков.
Однако можно вспомнить, что схожая ситуация случилась в далеком 1958 году перед Чемпионатом мира по футболу в Швеции. Жертвой отстранения от сборной страны стал Эдуард Стрельцов, легенда отечественного футбола, при этом причины отстранения были гораздо серьезнее – обвинение в совершении преступления.
Звезда Стрельцова ярко засияла в московском Торпедо. После успехов в клубе его пригласили в сборную команду СССР. В 1956 году в возрасте 19 лет он стал Олимпийским чемпионом и через полтора года должен был поехать на Чемпионат мира. Но 26 мая 1958 года за несколько дней до отбытия команды в Швецию Стрельцова и двух его товарищей по сборной Михаила Огонькова и Бориса Татушина арестовали по подозрению в изнасиловании.
События, послужившие основанием для ареста, случились за день до этого. В воскресенье 25 мая 1958 года трое товарищей отдыхали на даче летчика Караханова, знакомого Бориса Татушина. В большой компании были девушки, среди которых Марина Лебедева. Много выпивали, а ночью все разбрелись по комнатам просторного дома. Утром Марина выбралась с дачи, доехала до родного Пушкино и подала в милицию заявление об изнасиловании.
На следствии пострадавшая говорила о насильственных действиях, в то же время Стрельцов, в целом признавая себя виновным, указывал в качестве причины происшедшего сильное опьянение. Но не все так однозначно.
Во-первых, как показали свидетели, Марина выражала симпатию Стрельцову: «целый день была с ним, ела с его вилки, ходила в его пиджаке, сама села к нему на колени». Мотив обиды, корыстный мотив или иной похожий мотив мог подтолкнуть ее к обвинению. Во-вторых, по результатам экспертизы характеристики крови Стрельцова и другого участника вечеринки Караханова совпали, однако ни следствие, ни суд не поставили вопрос об участии Караханова в преступлении. В-третьих, новость об изнасиловании могла быть последней каплей, переполнившей чашу терпения партийного руководства при наблюдении за разнузданной жизнью «зазвездившегося» Стрельцова (даже называют Н.С. Хрущева главным инициатором стремительного развития версии обвинения). В-четвертых, в качестве любовной версии преследования называют возможную месть министра культуры СССР Е.А. Фурцевой, на дочери которой Стрельцов отказал жениться. В-пятых, упоминают также конспирологическую версию, основанную на возможном участии в деле силовых структур в связи с отказом Стрельцова перейти из Торпедо в подведомственные им футбольные клубы ЦСКА и Динамо.
По результатам судебных слушаний Стрельцов был приговорен к 12 лет лишения свободы, позже за примерное поведение срок был сокращен до 7 лет. Отбыв наказание, Стрельцов нашел в себе силы вернуться в большой спорт. Он еще 5 лет выступал за родное Торпедо, став его легендой. Товарищ по команде и в будущем тренер Михаил Гершкович вспоминал: «Любовь народная к нему была необычайной — так, по-моему, у нас только к Гагарину и Высоцкому относились.»
И он же о сравнении Стрельцова с Пеле: «Ну гении оба… А кто из них лучше — не отвечу. Сложно ведь сравнивать Моцарта и Бетховена. Но то, что попади Стрельцов на чемпионат мира, гремел бы ничуть не меньше Пеле, — ручаюсь. И не знаю, как выглядел бы Пеле, не играй он 7 лет, как Эдик. А Стрельцов вышел на поле после такого гигантского перерыва и снова стал сильнейшим.»
Больше в группе Вконтакте История и Право.