Почему Иван – дурак, Змей – Горыныч, а Лиса – Патрикеевна
Почему Иван дурак, если он всегда в выигрыше? Откуда древняя бабка получила непонятное прозвище "яга", а лиса заумное отчество Патрикеевна?
Передаваемые из поколения в поколение русские народные сказки полны причудливых мифических персонажей. Одни вызывают симпатию и помогают главному герою, против других он борется и побеждает. И редко кто задавался вопросом – а почему у них такие странные имена? Откуда пошли все эти Тугарины, Кощеи, Русалки и Добрыни? Если коротко – то почти все имена уходят корнями в славянскую мифологию. А если подробно, то вот.
Добрыня Никитич
В славянской мифологии были три былинных богатыря, выступавших всегда вместе. Звали их Дубыня, Горыня и Усыня. Причем, это были не самостоятельные персонажи, а верные товарищи главного героя древнеславянских сказок и легенд. Они сопровождали его в путешествиях по миру и постоянно творили всякие богатырские разрушения, которые вынужден был исправлять человек.
После прихода на Русь христианства эти мифические духи постепенно трансформировались во вполне себе сказочных персонажей. Так Дубыня превратился в Добрыню, который одновременно с силой природы («дубьё верстает») взял и силу воды от Усыни («одним усом реку запрудил»).
А вот Горыня, заведовавший огнем, трансформировался в антигероя, став Змеем Горынычем, который в древнерусских сказках сторожил Калинов (раскаленный, а не сделанный из калины) мост.
Тугарин змей
Если со Змеем Горынычем понятно, то с еще одним «змеиным» персонажем русских сказок не очень. Речь идет о Тугарином Змее, которого победил Алеша Попович. Причем, если в известном мультфильме он предстает в образе злого богатыря, то вот в стихотворении Алексея Толстого, сочиненным им в 1867 году, Тугарин Змей – это огнедышащий дракон, имеющий почему-то «бумажные крылья».
Но оставим в стороне детали внешности героя. Интересно происхождение имени Тугарин. Так звали вполне конкретного половецкого хана Тугоркана. Очень уж сильно досаждал он русичам своими жестокими набегами. В конце концов хан Тугоркан получил вполне заслуженное наказание – его войска разбил Владимир Мономах, а самого хана князь убит и сбросил в реку.
Но почему именно змей? Все дело в том, что Тугоркан происходил из рода Шаруканидов, а имя Шарукан переводится с половецкого как змей. Вот так он постепенно Тугоркан Шаруканович и превратился в Тугарина Змеевича.
Лиса Патрикеевна
От дел богатырских перейдем к миру животному. Почему медведь в русских сказках получил вполне земное отчество Иванович (или Потапович), а его соседка лиса – заумное Патрикеевна? И опять происхождение прозвища уходит корнями в древние века и имеет вполне земной прототип.
Был в конце XIV века на Новгородской земле князь Патрикей. Должность князя в то время была назначаемой – новгородцы общим решением приглашали княжить одного из соседских военачальников. Руководил он исключительно ратными делами Новгородской республики и остальных сфер не касался. Таким приглашенным командиром и стал литовский князь Патрикей Наримунтович.
Оказался он ловким прохиндеем – вместо того, чтобы защищать Новгород от врагов, князь начал сеять смуту и вражду среди жителей и разбойничать на торговых путях. Делал он это настолько хитро и изворотливо, что напрямую обвинить во всех бедах Патрикея никак не получалось. Вот с тех пор и засела в народной памяти лисья хитрость Патрикея.
Иван–дурак
Происхождение прозвища главного героя русских сказок имеет два объяснения. По первому древние славяне специально нарекали при рождении детей своеобразным именем–оберегом, предотвращающим сглаз и влияние злых духов. Лишь только в юношеском возрасте человек мог использовать свое «настоящее» имя, а до этого по деревням бегали сплошь дураки, косые, кривые и немощные.
А второе объяснение идет от традиции нумеровать детей в славянских семьях. Первак, Вторак, Другак… Другак – самый младший ребенок в семье. Позже это прозвище трансформировалось в прозвище «Дурак».
Баба-яга
Извечная противница Ивана–дурака, которая постоянно хотела его съесть (но иногда и помогала), обладала непонятной приставкой «яга». И среди лингвистов нет и поныне уверенного объяснения этому незамысловатому прозвищу.
Слову «яга» созвучно много лексических форм в славянских, финско-угорских, и даже европейских языках. И всегда это олицетворение гнева, ужаса, опасности, злобы, мерзости. Некоторые славянские народы называли ягами змей, а другие употребляли глагол «ягать» в значении орать или браниться.
Но были и положительные значения. В частности, с «ягой» перекликается древнеславянское «яза», которое определялось как «немощь», «болезнь». И глагол, образованный от этого слова, означал лечение хворей. Неслучайно же Баба-яга постоянно что-то варила в своем котелке, кидала туда сушеные травы и всякие «жабьи грудки»? Вполне возможно, что это была знахарка, использовавшая народные методы лечения.
Русалка
А вот другой персонаж славянской мифологии имеет вовсе не древнерусские корни. Был в Древнем Риме праздник Розалии, посвященный умершим. В эти дни жители поминали предков и украшали их гробницы венками из роз. От римлян праздник переняли славяне, которые пришли на Балканский полуостров уже в средние века.
Постепенно обычай, название которого трансформировалось в «русалии» перешел от западных славян к восточным. Он не потерял своего значения – это были по-прежнему дни почитания усопших, души которых называли русалками.
Впоследствии из-за сходства слов «русалка» и «русло» духи из бестелесных созданий, витавших в воздухе, постепенно «переехали» в водоемы, приобретя вполне законченный образ. Но еще долго у наших предков русалки оставались душами всех умерших, а не только утопленниц.
Достаточно вспомнить, что у Пушкина в его знаменитом «У лукоморья дуб зеленый» русалка не плещется в воде, а спокойно сидит на ветвях дерева. Кстати, хвост многочисленные иллюстраторы ей пририсовали почем зря — славянские русалки не имели ничего общего с рыбами.
Кощей Бессмертный
Вообще слово «кощей» упоминается еще в «Слове о полку Игореве». Там кощеями называли рабов и пленников (попав в плен, князь Игорь сидел «в седле кощеевом»). Однако ученые уверены, что это тюркское слово, и оно не имеет ничего общего с «кощеем бессмертным».
Наш герой получил свое имя от слова «кость» – как худой или тощий человек, настоящий ходячий скелет. Есть и еще одно объяснение – оно приводится в словаре Даля. «Кащей» – производное от слова «кастить», то есть вредить или пакостничать. Как раз соответствует натуре этого сказочного персонажа.
Кругозор
228 постов175 подписчиков
Правила сообщества
Читать - расширять кругозор