Почему гитара "неправильно" настраивается?

Сразу хочу попросить прощения у музыкантов со стажем, потому что сейчас я буду рассказывать очевидные для них вещи, но, может быть, и для кого-то из них это будет интересным, так как об очевидных вещах, как известно, задумываешься меньше всего. Итак, погнали!

Для ЛЛ: нота "ля" первой октавы у гитары записывается как нота "ля" второй октавы, да и все остальные ноты у гитары "ненастоящие" и записываются на октаву выше. Поэтому гитара является транспонирующим инструментом. Для чего это сделано? Для удобства записи нот.

Каждый, кто хоть раз играл на гитаре, знает, что прежде всего наш инструмент нужно настроить. Берём камертон, играем на нём эталонную ноту, а затем играем соответствующую ноту на гитаре. Если два звука звучат в унисон, поздравляю, эта струна настроена, переходим к другой. Сейчас есть тюнеры на любой вкус, включая программы для смартфона, но я хочу обратить внимание на обычный камертон-вилку. Выглядит он максимально просто, вот так:

Почему гитара "неправильно" настраивается? Гитара, Ноты, Нотная грамота, Настройка, Длиннопост

Обратите внимание на число 440 в основании вилки - это частота издаваемого звука

Принцип его работы следующий: бьем вилочкой об коленку (об голову, об другого гитариста - кому как удобнее), прижимаем основание камертона к верхней деке, и появляется звук, соответствующий ноте "ля" первой октавы с частотой 440 Гц. После этого зажимаем пальцем пятый лад первой струны и подкручиваем колку первой струны, пока издаваемый струной звук не будет соответствовать ноте камертона. Все остальные струны настраиваются уже относительно первой. Все просто и очевидно, пока мы не посмотрим на распределение октав на грифе гитары.

Почему гитара "неправильно" настраивается? Гитара, Ноты, Нотная грамота, Настройка, Длиннопост

Первая октава начинается на третьем ладе пятой струны, а заканчивается на открытой второй струне, а дальше уже идет вторая октава. И вот тут возникает вопрос. Мы уже знаем, что звук камертона издаёт "ля" первой октавы, но прижимаем-то мы 5-ый лад первой струны, то есть "ля" второй октавы. WTF? Почему же тогда две разные ноты звучат одинаково?

Неинтересная справка: октава - это музыкальный интервал, между двумя одинаковыми нотами. К примеру после "си" первой октавы снова идёт нота "до", но уже более высокой, второй октавы. Да, октавы нумеруются вверх просто по номерам: первая, вторая, третья и т. д. А вниз? Первая, малая, большая, контроктава, субконтроктава. Субконтроктава - самая нижняя из слышимых октав. Большинство фортепиано имеют звуковой диапазон от субконтроктавы до 5-ой октавы, а диапазон обычной шестиструнной гитары охватывает "всего лишь" малую, первую, вторую и третью октавы.

Все дело в том, что гитара относится к транспонирующим музыкальным инструментам. Это значит, что ноты для гитары записываются на октаву выше, чем есть на самом деле. То есть наша вторая октава на грифе гитары, на самом деле, является первой октавой. Первая октава является малой, а малая - большой. Это легко проверить, если сыграть ноту первой октавы на фортепиано и взять ту же ноту октавой выше на гитаре - они будут звучать одинаково.

Для чего это сделано? В случае с гитарой это сделано исключительно для удобства записи нот. Если бы ноты для гитары писались в своих настоящих октавах, то их было бы крайне неудобно записывать. К примеру, первая октава, которая, как мы уже знаем, является малой, выглядела бы вот так:

Почему гитара "неправильно" настраивается? Гитара, Ноты, Нотная грамота, Настройка, Длиннопост

Согласитесь, выглядит ужасно. Ноты не помещаются на нотном стане, приходится дописывать много дополнительных линеек, чтобы уместить их. Учитывая, что первая октава самая ходовая, дело приобретает скверный оборот. Но если мы запишем эти же ноты октавой выше, всё становится лучше:

Почему гитара "неправильно" настраивается? Гитара, Ноты, Нотная грамота, Настройка, Длиннопост

Вот так и получается, что гитарные ноты не соответствуют своему звучанию, да и сама гитара настраивается "неправильно".

Неинтересные факты: на самом деле гитара относится к условно транспонирующим инструментам, так как разница между реальным звучанием звуков и их записью отличается ровно на октаву. Помимо гитары такой особенностью обладают и некоторые другие инструменты, например контрабас. Но есть инструменты, у которых звучание отличается на другие интервалы. В основном, это духовые инструменты.