По забытым Богом местам Забайкалья и Бурятии. Часть 2
Вечерняя Чита не впечатлила с самого начала. При походе в магазин встречаем несколько местных гоп-компаний, большинство из них изрядно выпившие.
На следующий день едем знакомиться с Читой поближе. Начинаем с Часовни Александра Невского.
Прибываем туда на такси и сразу же при выходе из машины попадаем под ветер, пронизывающий до костей. Сама Часовня закрыта, но она находится на смотровой площадке, с которой открывается шикарный вид практически на весь город.
После того как фотографии сделаны, отправляемся в Парк Победы. К большому сожалению центральный вход закрыт. Находим открытые ворота чуть в стороне. Дорожка ведет вдоль парка и в некоторых местах, в заборе, мы видим закрытые ворота. Чтобы не получилось, что приехали зря, перелазим через ограждение в сам парк.
Длинная аллея, ведущая к постаментам, пустынна. Однако на площади у Вечного Огня гуляют люди. Оказывается, что войти сюда можно с другой стороны парка.
Сами постаменты красивы и очень интересны. Справа и слева от Вечного Огня стоят образцы техники времен Великой Отечественной Войны.
Вдоволь насмотревшись на памятники, покидаем парк тем же путем, что и пришли.
Знакомство с Читой решаем продолжить еще в одном парке. Но фотоаппарат подозрительно быстро разрядился и мы, купив магниты, возвращаемся домой.
На следующий день ранним утром мы подъезжаем к станции Степь, в которой раньше располагались войсковые части 22261 (бомбардировочный авиационный полк 30 авиационной дивизии истребителей бомбардировщиков), 21805 (авиационный полк истребителей бомбардировщиков 30 авиационной дивизии истребителей бомбардировщиков) и другие. С дороги видны огромные ангары в большом количестве.
Стенд рядом с аэродромом свидетельствует о том, что восстановление взлетной полосы должно быть завершено в 2015 году. Но на деле все совсем по-другому.
Полоса перекрыта, ангары, наблюдательный пункт и другие сооружения заброшены.
С некоторых "авиагаражей" гермодвери сняты, на других они до сих пор сохранились. Но, как правило, воспользоваться ими уже не получится: где сняты колеса, где нет рельс.
При проезде от одной группы ангаров к другой замечаем, что восстанавливать полосу все же начали. Однако, как это часто бывает, бросили, не доведя до ума.
Следующий объект находится на станции Мирная. Здесь находилась 2-я гвардейская Тацинская Краснознамённая ордена Суворова танковая дивизия. На еще сохранившемся здании видна эмблема в виде танка.
Здесь осматриваем все обзорно из машины, потому что уцелело всего несколько офицерских домов.
Такая же печальная картина и на следующем объекте в Безречной. Здесь располагалась та же дивизия, что и в Мирной. Расформирована она в 2005 году, а с 2009 года место расположения - территория Нижнего городка в гарнизоне «Дивизионная» Улан-Удэ.
Недалеко от предыдущих объектов расположен Шерловский ГОК, который уже не работает. На этом предприятии добывали и обогащали оловянные и оловянно-полиметаллические руды. Сырьевой базой было Шерловогорское месторождение, известное с 18 в., и россыпи. Коренное месторождение до 1900 было известно как месторождение цветных камней. В 1900-32 на месторождении осуществлялась добыча вольфрамовых, бериллиевых и вольфрамовых руд, с 1934 — оловянных руд. Комбинат был введён а эксплуатацию в 1932. В его состав входили: карьер, обогатительная фабрика, транспортный цех и др.
Подъезжаем к контрольно-пропускному пункту. Ворота закрыты. Таблички гласят, что здесь все под охраной. Пока забиваем дальнейший маршрут, из КПП выходит сторож. Во время разговора рассказываем ему о том, зачем мы приехали и он разрешает нам осмотреть то, что осталось от зданий и сделать фотографии.
Сначала заходим в бывший цех по дроблению руды. Естественно, дробилок уже нет, но остались "пути", на которых были транспортерные ленты. Проходя по ним, руда попадала в дробильный аппарат.
Подняв голову, я очень удивился. В цеху сохранился мостовой кран. Конечно, он уже не передвигается, но внешне выглядит неплохо.
Далее идем в основной цех. Здесь все разрушено и понять какое оборудование стояло очень трудно. Но судя по данным из интернета переработка руд на обогатительной фабрике включала обогащение зернистой части по стадиальной гравитационной схеме, гравитационное обогащение шламов и доводку черновых концентратов флотогравитацией, флотацию сульфидов и окисленных форм.
Проходим мимо административного здания. Жаль, но оно закрыто. Да и при внешнем осмотре через окна понятно, что внутри ничего нет.
Тем временем охранник приглашает нас к себе в здание охраны. Мы заходим в небольшое помещение, где стоят пара диванов, стол, шкаф и бегают две кошки, которые, как выяснилось, любят позировать на фотоаппарат.
Охранник сетует на то, что из-за сильного ветра отключили свет.
Он рассказывает нам о то, что раньше он и сам служил в армии, а после работал здесь машинистом шагающего экскаватора. Еще в советские годы здесь стояло несколько воинских частей. Много где были ДОТы с башнями от танков. Рассказал о том, что сейчас все брошено, от частей не осталось ничего, а танковые башни попилены на металл...
На данный момент в Шерловой ведется добыча угля. Главным источником угля является Харанорский угольный разрез. Он входит в состав Сибирской угольной энергетической компании (СУЭК). Повсеместная газификация значительно сократила потребление угля на внутреннем рынке за последние годы. Предприятие на сегодняшний день работает не в полную силу, а только на одну треть от своей мощности. При такой неинтенсивной добыче угля хватит ещё на сто с лишним лет.
В конце разговора охранник советует подняться в административное здание. Говорит где зайти и в каком кабинете есть кое-что интересное. Следум его совету, заходим. Сердце замирает от увиденного.
На полу валяется огромное количество книг. По ним просто ходят, жгут их. Конечно, книги о коммунистической партии, о Ленине, Сталине, учения Маркса и Энгельса, изжили себя морально, но в коллекции библиотеки им нашлось бы место.
Далее наш путь лежит в самый криминальный город Забайкальского края - в Борзю.
По рассказам охранника там было несколько частей, котороые частично перевели в другие места, а оставшиеся объединили.
Подъезжаем к офицерским домам в Борзе-2, или по-другому, "Барнаул".
Удивляемся тому, что там ходит много людей. наши догадки развеиваются при приближении к зданиям. Половина домов жилые, другая половина заброшена. Фотографируем здания, Стеллы и выдвигаемся в сторону Краснокаменска, потому что просто дома не представляют для нас интереса.
По дороге останавливаемся в придорожном кафе. Здесь стоит сказать пару слов об этих заведениях. Практически во всех подобных кафе в Бурятии и Забайкальском крае готовят очень вкусно. Повара не жалеют мяса. Порции большие, а цены приятно удивляют. Так, в зависимости от аппетита, наесться от пуза можно за 100-200 рублей.
Дальнейший наш путь лежит в Краснокаменск, где мы попробуем найти радиацию в заброшенных урановых карьерах.
Продолжение рассказа и видео в следующих постах...