Ответ на пост «Взгляд инженера на взрыв в Махачкале»1
«Дома с газоснабжением не должны быть выше десяти этажей, это общий федеральный запрет. Этот дом не должен был иметь столько этажей, он не должен был быть допущен в эксплуатацию, нельзя было заселять туда людей. Это все нарушения, ненадлежащий контроль местной службы строительного надзора. И, кстати, и газового тоже. Подключение к газу осуществляется только при соблюдении определенных технических условий. И то, что этот дом был подключен к газоснабжению, говорит о коррупции не только в органах строительного надзора, но и о коррупции в структурах газоснабжающих, газораспределительных организаций».
Кто и как провел газ в дом, в который нельзя было его проводить и которого по идее вообще не должно было существовать в том виде, в котором он был построен, теперь будут выяснять следственные органы. Им придется разбираться в том, как в этом доме оказались люди. А живут они там с 2021 года, хотя дом так и не был введен в эксплуатацию. Право собственности жильцы получили по решению суда. Как? Пока тоже никто не понимает.
Но, к сожалению, для Махачкалы это скорее норма, говорит собственный корреспондент «Российской газеты» в Дагестане Тимур Алиев:
«Как в Махачкале обычно происходит: когда начинают строить фундамент, первый-второй этажи, и когда приходит контрольный орган, если с ним не договорятся, начинают подавать в суды. Застройщик, пока идут суды, достраивают остальные этажи, потом начинает заселять их. Подключать людей, чтобы они возмущались, выходили на акции протеста, что якобы вот бедные люди, их выселяют. Так это все и происходит, и очень много таких домов до сих пор сохраняется, стоят 10-15-этажные дома».
В 2021 году власти республики составили список многоквартирных домов, построенных незаконно или с нарушениями. Тогда в него попали 457 многоэтажек. Позднее 148 домов из списка вычеркнули. Потому что дома имели высокую степень готовности, часть из них к тому времени уже подключили к газо-, водо- и электроснабжению, и их уже начали эксплуатировать. По ним также имелись судебные решения о признании права собственности. Все ли тут было выполнено по правилам — остается вопросом. Но более 200 домов только в Махачкале до сих пор официально считаются самостроями. И, как заявил «Бизнес FM» председатель Жилищного союза Москвы, юрист Константин Крохин, проблема эта характерна не только для Дагестана. Такие дома можно найти, в частности, в Краснодарском крае и в других регионах юга России.