Особняк на Большой Дворянской
Одна из первых улиц Петербурга, возникшая практически сразу после основания города, - улица Куйбышева на Петроградской стороне, - успела за свою долгую жизнь побывать и Дворянской (позже - Большой Дворянской), и, в советские годы, в пику предыдущему названию, 1-й улицей Деревенской Бедноты. Первоначальное историческое название было связано с разместившимся "контингентом" - здесь находились дома приближённых Петра I. Несколько интереснейших зданий и мест расположено на этой, прямо скажем, не самой длинной, улице, но сегодня речь не об особняке Кшесинской, не об особняке Бранта и не о доходном доме Танского, "доме с фонтаном", например.
Недалеко от упомянутого выше доходного дома Танского стоит невысокое двухэтажное здание с выраженным неоклассицистическим фасадом.
Это особняк Белозерского, одна из всего лишь двух сохранившихся в Петербурге и окрестностях построек архитектора Альфреда Александровича Парланда.
Вторая сохранившаяся - комплекс зданий Собора Воскресения Христова на Екатерининском канале. Также известного как Спас-на-Крови.
Парланд построил особняк в 1874 году для потомственной почетной гражданки (это такой специальный подвид городского сословия в Российской Империи) И. Г. Глушковой. Первоначально особняк имел фасады в так называемом псевдорусском стиле, в котором преимущественно и работал Парланд.
Уличный фасад (первоначальный) особняка Н. Г. Глушковой
Фасад особняка Н. Г. Глушковой со стороны сада
NB: вопрос терминов "псевдорусский стиль", "неорусский стиль", их сходств и отличий представляет из себя дисциплину специальной искусствоведческой олимпиады и здесь не рассматривается.
С течением времени особняк менял владельцев, - вообще, это было абсолютно нормальное состояние петербургской недвижимости того времени, исключениями, скорее, были случаи долгого владения одной семьёй или организацией. Какое-то время в нём были расположены склад и контора издательства "Посредник", организованного при непосредственном участии Льва Николаевича Толстого, выпускавшего сочинения классиков и современных на тот момент писателей (того же Толстого, Достоевского, Короленко) и (ВНЕЗАПНО) книги и брошюры о вреде пьянства и табакокурения.
Следующий владелец особняка (под именем которого мы сегодня его и знаем), - Тарас Васильевич Белозерский, - был врачом, работал в Обуховской больнице, но перестал заниматься врачебной практикой и посвятил себя сфере управления бизнесом, в первую очередь - нефтедобывающим. В 1913-1914 годах для нового владельца особняк перестраивает тогда ещё молодой будущий классик сталинской архитектуры Андрей Андреевич Оль. Именно тогда у особняка и появляется тот самый неоклассицистический фасад, который мы видим сегодня.
В конце 1950-ых особняк будет перестроен под размещение в нём детской поликлиники, располагающейся в нём до сих пор. Внутренние помещения при этом были украшены росписями с стиле соцреализма, иллюстрирующими счастливое советское детство. Росписи до нашего времени, к сожалению, не дожили, были закрашены при очередном ремонте поликлиники. Видимо, как несоответствующие духу времени...
Промышленник Белозерский не примет революцию (что неудивительно), эмигрирует и умрёт во Франции.
Альфред Парланд в истории архитектуры останется, по сути, автором одного шедевра, хотя и получит за Спас-на-Крови награды, персональную пенсию, почёт и уважение, будет преподавать в Академии художеств. В 1919 году Парланд умрёт от воспаления лёгких, усугублённого истощением, в постреволюционном Петрограде. Его могила будет утеряна, лишь недавно на предполагаемом участке захоронения на Смоленском лютеранском кладбище будет поставлен крест.
Андрей Оль сделает успешную карьеру советского архитектора, будет участвовать в проектировании "Большого дома" на Литейном, построит "Слезу социализма" на Рубинштейна и чуть ли не половину "сталинок" в Автово в качестве руководителя своей собственной мастерской в составе Ленпроекта.