Orbiter

Космических симуляторов не существует. Именно так. Есть особое ответвление жанра action , в котором, образно выражаясь, звездные истребители летают по космосу и стреляют друг в друга всевозможной ерундой всех цветов радуги. Такие игры принято называть космосимами , хотя к симуляторам они не имеют даже косвенного отношения.


Были, впрочем, и настоящие, реалистичные шедевры, но их можно пересчитать по пальцам одной руки. Навскидку вспоминаются лишь Microsoft Space Simulator да Shuttle от Virgin, вышедшие примерно лет десять тому назад. Впрочем, из этого правила есть исключение, имя которому - Orbiter.

Оrbiter является, пожалуй, одним из самых ярких примеров того, насколько качественной может быть freeware-игра, сделанная одним человеком; в данном случае его зовут Мартин Швайгер (Martin Schweiger). Конечно, там много чего нет: отсутствует кампания, AI... просто садишься в космический корабль и летишь куда хочешь. Примерно как в MSFS. Но.


Налицо очень хорошая и точная модель движения в космосе. Подчеркну - реалистичного движения. Стартуешь, выходишь на орбиту, сжигая топливо (у корабля от этого, естественно, меняется масса). Корректируешь орбиту для стыковки с орбитальной станцией. Стыкуешься. По большому счету, только так среднестатистический обыватель и может понять, почему стыковка считается очень сложной операцией и в нормальной ситуации ее обычно доверяют бортовым компьютерам. Расстыковавшись, можно отправиться куда-нибудь подальше. Для начала - на Луну, где есть космодром... Брайтон-Бич. Или на Марс (это уже куда более сложная процедура). В Orbiter представлены все планеты от Меркурия до Нептуна; их координаты и параметры движения в точности соответствуют действительности. Укажите день, в который случилось солнечное затмение, и оно произойдет в игре.


Плюс - очень неплохая внешность (я намеренно не оговариваюсь, что графика Orbiter хороша в своем классе, по стандартам freeware-игр). Например, Земля и звезды вокруг нее смотрятся на порядок лучше, чем в Battlecruiser Millenium. Кстати, количество отображаемых звезд можно указать в меню графических опций. Максимум - около 16000 (с Земли невооруженным глазом видно около 3000). Они, разумеется, точно так же правильно расположены и имеют правильную величину. Если нажать клавишу F9, включится "режим планетария" - игра покажет линии созвездий. Одним словом, очень серьезный подход. И, повторюсь, блестящее достижение для команды из одного человека.

Реалистичность внушительная!  Но лишь при сравнении игры с теми проектами, которые мы привыкли относить к "космическим симуляторам". Когда речь заходит о моделировании настоящего полета в космосе, возникает куча натяжек.


Во-первых, в Orbiter есть масса вещей, требующих ручного подхода. Сам ворочаешь кораблем, определяя, как ему маневрировать, сам устанавливаешь тягу маршевых движков и т.д. В жизни многое из этого полностью автоматизировано, поскольку человек просто не в состоянии действовать с необходимой точностью. С другой стороны, именно ручное управление и придает игре определенный шарм, в отличие, скажем, от того же "Шаттла", где реалистичность оборачивалась тем, что большую часть игрового процесса занимало нажатие нужных кнопок на бесчисленных приборных панелях. Да и, в конце концов, нельзя сказать, будто Orbiter напрочь лишен бортовых компьютеров. Вовсе нет.


Во-вторых… По большей части, Orbiter - симулятор фантастический. Главное действующее лицо - так называемый "дельта-глайдер". Удельный импульс тяги его маршевых двигателей - 50 км/с. Возможно, нечто подобное мы когда-нибудь и увидим, если инженерам удастся сконструировать термоядерный ракетный двигатель. А весит вся конструкция почти как МиГ-29. Одним словом, машина из будущего. Это объясняется тем, что сделать все сразу было нереально. В последних версиях игры уже можно летать на вполне адекватно воспроизведенном "Шаттле" - твердотопливные ускорители отрабатывают и отстреливаются, топливный бак - тоже.


Ну и, пожалуй, три главных недостатка игры, о которых чаще всего говорят при обсуждении правдоподобности: отсутствует модель повреждений (врезаться в орбитальную станцию в процессе стыковки нельзя, да и падение на какую-нибудь поверхность обходится без последствий), аэродинамический нагрев (практически нет ограничений на вход в атмосферу с орбиты) и очень слабое моделирование атмосферного полета. Аппараты с крыльями ведут себя в воздухе странновато.


Разумеется, это не навсегда. Проект серьезный, ресурсов маловато, все будет. Но со временем.

И конечно скриншоты!

Orbiter Orbiter, Игры, Космос, Длиннопост