Опять эти хитрые русские, или как делают самолёты

Мало кто знает такого авиаконструктора, как Владимир Михайлович Мясищев, но наша страна обязана ему рождением гениальных машин и очень смелых и оригинальных технических решений. Хочу коротко рассказать об одном из них.


Велась разработка стратегического высокоскоростного бомбардировщика, и чтобы этот самолет мог летать далеко и надолго, при этом с минимальными затратами, было решено применить велосипедное шасси. Это когда у самолета одна стойка с колесиками спереди, а одна сзади. И на концах крыльев опорные стойки, но они больше для красоты. Тем самым был получен ряд преимуществ, но речь не об этом.


Обе основные стойки шасси были разнесены вперед и назад на значительные расстояния от центра тяжести машины, что диктовалось также и размещением вблизи него бомбового люка. Суть заключалась в том, чтобы сделать обе стойки равнонагруженными. Момент очень важный: ведь если основная доля веса огромного корабля придется на одну из стоек, как в известных в то время схемах велосипедного шасси, трудно будет выполнить и ее саму, и аэродромное покрытие под невиданно большую нагрузку.


Однако при варианте равенства нагрузок возникает другая сложность — как поднять самолет в воздух? Подрыв сильно нагруженной передней стойки, как это делается при обычном шасси, будет затруднен или невозможен, увеличится разбег самолета при взлете. Вопросы, вопросы… Ответы на них пришли не сразу.


После детальных проработок, использовав данные летающей лаборатории — специально переделанного самолета Ту-4 с велосипедным шасси — конструкторы пришли к определенным выводам. Для облегчения условий работы аэродромного покрытия они, в частности, поставили на переднюю и заднюю стойки тележки с четырьмя колесами «ростом» с баскетболиста. Но при этом возникла проблема управления самолетом на земле. Она была успешно решена с изобретением оригинальной управляемой тележки передней стойки с поворотной передней парой колес.


Забегая вперед, отмечу, что проектировщики шасси и далее не сидели сложа руки. После начала испытаний опытных бомбардировщиков встала проблема сокращения их разбега на взлете. У В.К. Карраска появилось предложение, воплощенное в следующих опытных, а затем и в серийных машинах. Традиционный подрыв передней стопки при взлете был заменен — тележку передней стойки сделали вздыбливающейся (т.е. передняя её часть отрывалась от земли и самолёт продолжал разбег на двух передних колесах, поднимая нос всё выше в небо), притом без участия пилота. На практике это выглядело так: при разбеге на крыльях появлялась и росла подъемная сила, соответственно разгружалась передняя стойка, при этом она, как предварительно сжатая весом самолета пружина, самопроизвольно распрямлялась. Выдвигался шток ее амортизатора, что, благодаря изобретенной конструкции стойки, вызывало вздыбливание тележки. Угол атаки самолета в конце разбега увеличивался, а длина разбега намного сокращалась.


Система оказалась более рациональной, нежели американская. Специалисты за океаном сделали для сокращения разбега самолета В-51 с велосипедным шасси поворотное крыло, что существенно усложнило и утяжелило конструкцию машины и управление ею.


Вот такие интересные решения рождались в наших КБ.

Опять эти хитрые русские, или как делают самолёты Мясищев, Самолет, Гениально, Обошли США

Кто хочет больше - ссылка на источник в комментариях. Можете его использовать, как комментарий для минусов, правда, я пока не понял, зачем они нужны.


Мясищев творил в Союзе, Россия - правопреемник Союза, я - гражданин России, тег - моё.