Очень здравые мысли про матч России с США

Поплохело мне не тогда, когда наши пропустили восьмую шайбу – в конце концов, унизительный момент осознания крупного поражения был уже перейден, до состояния «мне все равно, сколько» дело не дошло, но что-то близкое к этому испытывал. Хуже стало, когда понял, что швейцарцы обыграют сборную Чехии, и побьют наших заклятых друзей именно системностью, организованностью и дисциплиной. То есть тем, за что так ратовал Зинэтула Билялетдинов, но что если и мелькало в Хельсинки в игре нашей сборной, то лишь отчасти, и только поначалу.

Тут мне стоило бы ввязаться в полемику с записными критиками, уничтожающими любую мою заметку и напомнить, что было написано до старта – но я этого делать не буду. Не потому, что это ниже моего достоинства, а потому, что больно сейчас всем. И знатокам, и тем, кто считает себя таковым, и профанам, и специалистам, да любому, кого не оставили равнодушными цифры на табло. То, что дело шло к возможному поражению, многие понимали – но то, что нам отгрузят такую кошелку шайб, не был готов ни один человек на этой благословенной Земле. Перебор случился, слишком явный перебор.

Тут вот какая штука: мы слишком привыкли за последние годы к тому, что в медальную зону сборная России войдет при любых обстоятельствах. Даже при обстоятельствах Братиславы, которые были немногим лучше, чем сейчас. Ладно, это убаюкало бы самых благодушных и наивных – в какой-то степени расслабились все без исключения. Ну, почти все. Тому болельщику, у которого в голове одна нехитрая мысль, заключающаяся в том, что «всех порвем, а кто не верит, тот не патриот», подобное простительно. А вот начальству, которое не слышит иных голосов, или только делает вид, что слышит, американская пощечина была даже необходима. Отрезвление требуется радикальное – и польза от унижения (буду называть вещи своими именами) если в чем и заключается, то именно в этом.

Билялетдинов, седой и осунувшийся, именно о глобальных проблемах, может быть, и хотел вспомнить, но сказал то, что все прочитали. Сейчас его будут рвать на куски и резать на части, но его вина – вот парадокс, не только его вина. Могло быть лучше? Конечно, могло, если бы он не был так упорен в своем не всегда понятном стремлении предпочитать работящих - умелым, физически сильных - креативным, умеющих быстро бегать - умеющим быстро думать. Но и то правда, что с умеющими думать у нас острейший дефицит, и двое лучших из них известно где.

Только не надо надеяться, что вот приедет в Сочи Евгений Малкин – и все преобразится. Что подключится Павел Дацюк – и наступит всеобщее благолепие. Не наступит. Ресурс у нас слишком маленький, и многое держалось на очень тонкой ниточке, которую оборвать, как оказалось, ничего не стоило. Тренер, который принял сборную за две с половиной недели до начала чемпионата турнира, обыграл тренера, который готовил команду в течение всего сезона. Что, Джо Сакко такой весь из себя гений? Да нет. Просто его в основном средние по своим возможностям игроки лучше обучены и способны были выполнять то, что им скажут.

Надо пережить случившееся, но крепко, очень крепко подумать. Повод, увы, есть. Это как при сборах к отъезду – за час можно собраться, что-то забыв, но концентрированно, а за сутки сам себя изведешь, что брать, а что нет. Особенно, когда выбираешь из, в принципе, одинакового. Что-то в этом сравнении, не лишенном односторонности, есть. Билялетдинов отсмотрел кучу матчей и игроков, к нему ни одной претензии по части въедливости и скрупулезности, но при отсутствии большого выбора так и не определился со стратегией. Сборная получилась по принципу «ни два, ни полтора», результат слишком зависел от связки Илья Ковальчук – Александр Радулов, а если бы и Ковальчука не было, то от кого ждать чего-то в атаке? Про игру в обороне промолчу: четыре приведших к голам обреза, почин которым, и не в первый раз, положило именно первое звено, предопределили итоговый чудовищный результат. Что, главный тренер не предупреждал? Наверняка предупреждал, да что толку…

Легче всего сказать, что Зинэтуле Хайдаровичупора возвращаться к тому, что он лучше всего знает и умеет – работе с клубом. Но подобный вывод с учетом того, как и с чьего посыла происходило назначение, вряд ли возможен. Машина запущена, Сочи накатывает неотвратимо, коней на переправе не меняют, ушибленность пройдет, но что-то делать надо.

Не знаю, что конкретно следует предпринять – я не специалист, не знаток и не учитель жизни. По-настоящему осознание того, что произошло, придет на отправляющемся в Стокгольм пароме. Не в первый раз приходится чувствовать себя чужим на празднике жизни (тут у меня с чемпионатами мира все пополам), но все равно – и больно, и обидно. Притерпеться к такому невозможно, и тут меня все поддержат.

Владимир Мозговой, Sportbox.ru
http://news.sportbox.ru/Vidy_sporta/Hokkej/world_championship/spbnews_NI380358_CHM-2013-CHto-takoe-ploho