«Очень человечный человек» или «Москва. Кремль. Путин» — новая программа Владимира Соловьева.
На канале «Россия 24» вышла новая программа Соловьева — целый час о Путине. Получилось комично
На государственном телеканале «Россия 24» вышла новая программа Владимира Соловьева «Москва. Кремль. Путин». В течение часа ведущий, известный своей лояльностью действующей власти, исключительно благожелательно и даже с восторгом рассказывает о действиях президента за последние дни. Многим комментаторам содержательно и интонационно программа напомнила лениниану, телевидение брежневских времен или сталинскую пропаганду. Заговорили о новом культе личности. Но в 2018 году телевизионный продукт такого рода сложно воспринимать всерьез.
Хронометраж программы — один час. Владимир Соловьев в студии в своей традиционной манере рассказывает о том, что делал Владимир Путин в последнее время: посещал регионы Сибири, встречался с талантливыми детьми в центре «Сириус», проводил отпуск в тайге с министром обороны Сергеем Шойгу и директором ФСБ Александром Бортниковым. Для обсуждения действий президента в студию приглашают «экспертов» — например, журналиста того же телеканала Павла Зарубина, который в составе президентского пула журналистов ездит за Путиным по стране, или пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова. Естественно, подобные комментаторы могут говорить о Путине только с восторженными интонациями. Павел Зарубин, например, удивляется, как Путин может работать в столь напряженном графике. «Не очень понимаю, как выдерживается такой график, такой марафон… Начало недели — Кемерово, Новосибирск, Омск, потом президент вернулся в Москву. Везде, напоминаю, разные часовые пояса! Теперь Сочи. Все за одну неделю. Такая жесткая концентрация. Физически очень непросто». «В самом конце передачи мы покажем секреты физической формы президента и почему он в такой прекрасной форме», — обещает Соловьев. «Да! Точно!» — радуется Зарубин.
Первый же сюжет программы заставляет вспомнить то ли о «дорогом Леониде Ильиче», то ли о славословиях в адрес Сталина. Повествование начинается радостным рассказом о шахтерах Кузбасса: их могучей технике (правда, в кадре видно, что она в основном зарубежного производства — Caterpillar и P& H), производственных рекордах и планах на счастливую жизнь. «Насколько работа шахтера опасна и тяжела, Путин знает на собственном опыте», — говорит Зарубин. Выясняется, что речь идет всего лишь об однократном спуске президента в шахту, причем случился он не сейчас, а в начале 2000-х в Норильске, но архивные кадры демонстрируются с такой гордостью, как будто президент совершил настоящий подвиг. В конце сюжета Зарубин выражает радостное удивление тем, что Путин во время поездки подождал несколько секунд, пока губернатор запишет телефон одного из рабочих. «Уверен, что еще будут звонки, чтобы проверить: все, что было обещано [губернатором], будет выполнено. У президента не забалуешь», — подытоживает Владимир Соловьев.
В подобном ключе выстроена и остальная часть программы. Вместе с главой бюджетного комитета, единороссом Андреем Макаровым, Соловьев «анализирует» выступление Путина по поводу пенсионной реформы (на самом деле по большей части они хором умиляются тому, как президент четко и правильно сформулировал проблему и пути ее решения). Тот же Зарубин рассказывает о посещении Владимиром Путиным центра «Сириус» — сюжет также выдержан в благостном ключе и выглядит особенно лукаво на фоне новости о том, что один из встречавшихся с Путиным в «Сириусе» подростков сфотографировался с президентом в футболке с надписью «Навальный».
Дмитрий Песков в студии программы почти дословно повторяет штампы советской пропаганды: «Путин любит не только детей, он любит вообще всех людей… Он очень человечный человек», — говорит Песков. Слова Маяковского о Ленине «Самый человечный человек» в словарях и сборниках цитат нередко приводятся с пометкой «обычно употребляется иронически», но здесь иронии особо не заметно. (Пескова вообще подводит увлеченность штампами и игнорирование их иронического подтекста — он, например, совершенно всерьез говорит о «наполеоновских планах» в отношении центра «Сириус»).
Песков не скупится тоже на похвалы в адрес своего начальника: тот «моментально реагирует» на обстоятельства, сам работает над текстами своих выступлений, он «такой же человек, как и все», но «филигранно справляется со своими эмоциями». Путин ежедневно проплывает час в бассейне, занимается в спортзале, играет в хоккей и т. п. В рассказах Пескова Путин приближается к легендарному, мифологическому герою — он, например, имеет особую связь с животными: «Что медведь, дурак, что ли? Если он Путина увидит, он будет вести себя прилично, конечно», — говорит Песков, и это кажется в его устах лишь отчасти шуткой.
Финал программы Соловьева — видеокадры недавнего отпуска Владимира Путина в Туве, видимо, специально сбереженные для премьеры в новой программе. Путин ходит по Саянам («Прошел восемь километров!» — восторгается за кадром все тот же Павел Зарубин), собирает ягоды и грибы, «подходит прямо к обрыву», сам варит чай и спасает молодые деревья. Опять чувствуются анималистические мотивы: над Путиным летает горный орел, президент наблюдает за горными козерогами, и те не боятся главу государства, словно сама природа принимает его за своего.
* * *
Посмотрев программу, задаешься вопросом: что это было? Попытка оформить культ личности, как сразу заявили некоторые комментаторы? Но медийные приемы, которые эффективно работали во времена Ленина и Сталина, уже и в брежневскую-то эпоху вызывали скорее раздражение и иронию населения: слишком велика была разница между пропагандистской картинкой и реальной жизнью. Трудно представить, что в 2018 году, в эпоху интернета, троллинга и вездесущей иронии даже самая консервативная часть населения примет такое повествование за чистую монету.
Больше похоже на немного неуклюжую попытку впопыхах спасти падающий президентский рейтинг. Владимир Путин и его пиарщики, кажется, продолжают безоговорочно верить в магию телевидения. Федеральные каналы вознесли Путина на вершину власти в 1999–2000-м и с тех пор безотказно служили волшебным средством, которое поддерживало популярность главы государства, несмотря на любые сложности. Но развитие интернета год от года подтачивало монополию телеканалов, и нынешняя ситуация с пенсионной реформой показывает, что телевизор перестал быть самым эффективным средством пропаганды. Все усилия федеральных каналов пока не могут убедить людей в правильности пенсионной реформы, а рейтинг Путина замер на непривычно низких отметках. В этих условиях пропагандисты Кремля не столько ищут новые приемы, сколько наращивают интенсивность применения проверенных методов. Если Путина стали любить меньше, значит, о нем нужно больше и лучше рассказывать по телевизору. Но такая грубая, наскоро сделанная пропаганда выглядит слишком фальшивой даже для неискушенного российского зрителя. Или мы слишком хорошо о нем думаем?
Публикации рубрики «Мнение» выражают личную точку зрения их авторов.
Автор: Дмитрий Колезев
https://www.znak.com/2018-09-03/na_kanale_rossiya_24_vyshla_...