Об этногенезе татар и проблеме этнонима

Ю.Н. Квашнин, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института проблем освоения Севера СО РАН. 2016.

Некоторые татарстанские историки и этнографы утверждают, что все тюркоязычные народы, именующие себя сегодня татарами, являются частью единого этноса, сформировавшегося в эпоху Золотой Орды. Основной упор в этой интерпретации истории делается на именно этноним. Сибирские историки и этнографы аргументированно отвечают, что Золотая Орда была по своей сути империей. А в истории нет ни одного примера, чтобы в какой-либо империи произошло слияние разных по языку и культуре этносов в единое целое.

В Российской империи по отношению к большей части тюркоязычного населения название "татары" являлось экзо-этнонимом (внешним этнонимом): например, чулымские татары (чулымцы), кузнецкие или черневые татары (шорцы), минусинские или абаканские татары (хакасы), татары (телеуты). Это зафиксировано в документах 16- нач. 20 века. В поздней научной литературе и прессе встречались такие названия как аДербейджанские татары, туркменские татары, узбекские татары.

Сами же тюрки Крыма, Среднего и Нижнего Поволжья, Приуралья, Сибири называли себя по местам расселения (казанлы, крымлы, тобулык и др.), по названиям племенных объединений (мишари, карагаши, аялы, бараба и др.), а также по конфессиональной принадлежности (кряшены или просто - мусульмане).

Почему же те же самые этнографы не хотят включить в состав «единого татарского этноса» хакасов-сагайцев, часть шорцев и часть телеутов, которые до сих пор сами себя называют «тадарлар»?!

Этнографические данные в свете статьи о генетике  «Генофонд сибирских татар: пять субэтносов – пять путей этногенеза».

В статье указано, что у искеро-тобольских татар обнаружена некоторая генетическая близость к казанским татарам. Это объясняется тем, что именно в Тобольском уезде, как показывают материалы Тобольского архива, начиная с конца 17 века оседала значительная часть переселенцев из Поволжья. В начале 19 века казанские татары числились в 24 сибирско-татарских селениях Тобольского округа, а также в г. Тобольске. В начале 20 в. процесс переселения поволжских татар в Зауралье возобновился с новой силой. Этому способствовала столыпинская аграрная реформа, с одной стороны, и малоземелье, с другой, толкавшее крестьян целыми семьями покидать родные места
//Бакиева Г.Т., Квашнин Ю.Н. Поволжские татары в Западной Сибири: особенности расселения и этнокультурного развития

Потомки переселенцев в Сибирь из Поволжья начала ХХ века сохранили свою идентичность, явственно отличают себя от сибирских татар, хотя связи с Татарстаном не поддерживают уже на протяжении нескольких поколений.

Особенность группы ялуторовских татар подтверждается некоторыми этнографическими данными. К примеру, омский этнограф Н.А. Томилов пишет, что в конце 16 – 17 веке тюменские татары активно контактировали с башкирами, что привело к формированию группы ялуторовских татар (Томилов Н.А. Этническая история тюркоязычного населения Западно-Сибирской равнины в конце XVI – начале XX в.). Можно осторожно предположить, что отсюда вытекает генетическое сходство представителей этой группы с крымскими татарами и караногайцами.

Этнографические данные по иштяко-токузским татарам почти полностью подтверждают выводы генетиков. Н.А. Томилов отмечает в их составе алтайцев, но говорит о присутствии южных угров, в отличие от генетиков, обнаруживших сходство с популяциями селькупов и кетов.

Результаты генетических исследований у заболотных татар целиком и полностью совпадают с выводами этнографов.
// Бакиева Г.Т., Квашнин Ю.Н. Тюрки, самодийцы и угры в Тобольском Прииртышье  - к вопросу об этногенезе заболотных татар // Больше чем этнограф. Сб. науч. статей, посв. памяти профессора В.В. Пименова. М.: Изд-во МГУ, 2015..

По архивным и научным литературным данным к сибирским татарам-бухарцам относятся потомки выходцев с территории Бухарского эмирата, то есть туркмены, узбеки, таджики, каракалпаки, уйгуры.