О "Западном фронте 1918" Георга Пабста

О "Западном фронте 1918" Георга Пабста Фильмы, Немецкое кино, Первая мировая война

Всё-таки в который раз убеждаюсь, что для фильма о начале двадцатого века, как и в принципе для второй половины девятнадцатого, чёрно-белый цвет наиболее прекрасен. Хоть и порядком изменённый и не такой яркий и броский, но столь же запоминающийся стиль нового времени всюду просматривается. Пёстрые блестящие мундиры с золочёными орденами и аксельбантами, белоснежные перчатки на тонких руках дам, задумчивый денди в приморском кафе курит и читает в газете об очередном триумфе оружия и человеческого разума в какой-то далёкой колонии - всё это в эстетике фотографий из той эпохи. Ах, этот шарм, эта красота черно-белого. Пока ещё не наступила эпоха серого, эпоха заводов и борьбы заводов за что-то для кого-то. Возможно, что даже немного пошло это представление, однако плохо ли это?



Переходный период, перелом, прочие броские фразы. Первая мировая как продолжение эпохи той, но и в то же время завершение. И чем дальше от начала войны, тем тусклее и тоскливее выглядит всё. Бравые, одновременно прекрасные и ужасные марши пехотных волн в полный рост под звуки оркестра. И нет ещё тех многочисленных тараканов, что по грязи и рытвинам бесчисленными ордами куда-то движутся. И нет тех пузатых танков, медленно ползущих по полям и телам, словно в своей медлительности и неповоротливости насмехающихся над многовековой историей развития пехоты, нивелированной изобретением пулемёта.


Но вот есть "Западный фронт 1918 год". Прекрасный фильм. Незамысловатый, в чём-то даже нелепый. Будь то слишком комичный и гротескный образ полевой жандармерии или столь же комичный баварец. Однако вкупе с такими не настраивающими на серьёзный лад образами, фильм довольно честен.


Истории из фильма довольно просты. Какую ни возьми. Однако потому они и честны, что в своей простоте они без бравады, без выпячивания, без вычурности. И потому даже описывать по отдельности, перечислять, что есть в них и чего нет, без надобности. Ибо звучит он не так хорошо, как является на самом деле.


Его нужно просто смотреть. Вернее нужно тем, кому нравится нечто занятное про Первую Мировую. Особенно если нравится кинематограф тридцатых.