О ТОПОНИМИКЕ1
В Российской империи было всего несколько городов, где дозволялось поднимать имперский флаг: столица — Санкт-Петербург, по старой памяти Москва, а ещё Варшава (да-да, большой российский город!), Гельсингфорс (ныне Хельсинки) и Тифлис, также известный как Тбилиси.
При этом на всю Сибирь и Азию право поднимать флаг Российской империи имел единственный город — Омск.
Чем ещё памятен Омск?
Его крепость заложили около трёхсот лет назад по велению Петра Первого, которому нужно было прикрывать свои земли от полудиких кочевых сибиряков. Два с лишним века назад Екатерина Вторая по-прежнему числила Омск лучшей защитой от свирепых киргизов.
Полтораста лет назад Фёдор Достоевский во время ссылки, которой ему заменили смертную казнь, провёл в Омске года четыре и писал:
Гадкий городишка. Деревьев почти нет. Летом зной и ветер с песком, зимой буран. Природы я не видал. Городишка грязный, военный и развратный в высшей степени. Я говорю про чёрный народ.
Как видно, человеколюбием классик и по молодости не отличался, народ презирал, но своим присутствием вписал Омск в историю отечественной литературы и увековечил в "Записках из мёртвого дома". А нынешние власти в благодарность за спорную славу присвоили имя Достоевского местному государственному университету.
В годы Гражданской войны 1918-1920 стал Омск столицей Российского государства ("правителем Омским" называли адмирала Колчака); он именовался ещё столицей Белой России или Третьей российской столицей.
Омск нынешний — город-миллионник, и всего в нём хватает. А моё внимание привлекли топонимические особенности города, отражённые на картинке-иллюстрации. Поразила фантазия чиновников, придумавших столь замысловатые названия: почитай, сорок Северных улиц — это в самом деле сильно. Не иначе, патриоты тайком вдохновлялись опытом города-героя Нью-Йорка.
Кто не видел хотя бы на снимках 102-этажное Эмпайр Стейт билдинг на углу 34-й улицы и Пятой авеню?
Кто не знает здание Нью-Йоркской публичной библиотеки, угнездившейся по соседству, между 40-й и 42-й улицами?
Или, может, омичи прослышали про десяток Советских улиц в Санкт-Ленинграде, или полтора десятка Красноармейских, или многочисленные линии Васильевского острова там же? Или сибирякам не давали покоя Автобусные улицы Саратова?
И решил я поинтересоваться у читателей: являются ли перечисленные топонимико-нумерологические аномалии — действительно аномалиями?
Иными словами, где ещё, в каких городах и странах удалось столь же ярко блеснуть авторам уличных имён?
