О религии в Японии: буддизм и синтоизм

Бывало, мне приходилось читать, да и слышать мнение о том, что буддизм и синтоизм никогда по каким-то причинам не вытесняли друг друга, и вообще слились и сосуществовали всегда симбиотически. В самом же деле история буддизма, синтоизма и их сосуществования куда богаче и противоречивее. А начинается она в VI веке, но тогда ещё и понятия «синто» не было. Археологические исследования и письменные своды, такие как Кодзики (712 год) и Нихон сёки (720 год), пусть и являются основным источником знаний о раннем синтоизме, но, скорее всего, у жителей архипелага в V-VI веке вряд ли существовала унифицированная религия. Считается, что вообще синтоизм подразделяется на культ предков и культ неживой природы, стихии. В Кодзики, сакральном синтоистким своде, легимитизируется власть императора, как потомка богини солнца Аматэрасу. Власть большинства аристократических родов в то время также была легимитизирована религией, что по-своему служило идеологической опорой для местнических тенденций. По этой причине протогосударство стало искать поддержку в буддизме. В особенности в этой новой для Японии религии нуждались люди служивые, иммигранты с континента, которые не вписывались в родоплеменной уклад.

Согласно Нихон Сёки правитель царства Пэкче Сонмён в 552 году подарил императору Киммэй золотую статую Будды. И Киммэй не смог решить, принимать ли «китайского бога» или нет, и потому созвал совещаться знатных людей. Тогда столкнулись интересы таких правящих родов, как Мононобэ, Сога и Накатоми. Мононобэ и Накатоми были категорически против буддизма, оба эти рода были жреческими, а род Сога поддерживал новую религию. После принятия буддизма, считается, на Ямато снизошли эпидемии, поэтому статую Будды и другие буддийские ценности выкинули, но Сога-Но-Умако восстановил всё это и построил буддийский храм.


После борьбы трех родов и победы Сога в Японии увеличилось строительство буддийских храмов. И если буддизм мог обосновать личные мотивы, да и вообще концентрировался на индивиде только, то синтоизм отвечал за коллективное благополучие. Это было одно из самых важных условий сосуществования двух инородных религий.


Однако сейчас мы ухватились за всё это лишь с точки зрения политики. Но с культурной точки зрения буддийские и синтоисткие ритуалы в результате синкретизма перенимали также что-либо друг от друга очень часто. К примеру, проклятия в синтоизме, как вид фольклора, стали носить роль буддийских защитных ритуалов, хотя изначально пользовались для наказания или обезоруживания врага. В Кодзики и Нихонги адресатами проклятий редко бывают ками, но бывают всё же. Таким образом боги требовали новых форм поклонения от людей. Но в буддийском японском фольклоре, к примеру в Нихон рёики, проклятия настигают людей, не уважающих Три Буддийских Сокровища и монахов, как правило отправители этих проклятий либо монахи, либо легендарные Защитники Закона Будды. Этот феномен касался не только проклятий, но и некоторых синтоистских обрядов, которые были приравнены к магическим буддийским заклинаниям.

Литература:

1. «История Японии с древнейших времен до 1868 года» под ред. А.Е. Жукова, Институт востоковедения РАН

2. Orientalistic iuvenile IV» Москва, 2012 стр.135 Е.С. Лепехова «Взаимодействие синтоистских и буддийских ритуалов»

О религии в Японии: буддизм и синтоизм Япония, История, Буддизм, Синтоизм, Религия