О работе сисадмина на станции в Антарктиде.
В любой экспедиции, и особенно в Антарктиде, требования к кандидату и его обязанности — это абсолютно разные вещи. Например я, как системный администратор, обязан всего лишь обеспечить передачу научных данных на большую землю ровно в срок, а остальное в качестве факультатива. Фраза вроде простая, но имеет множество подводных камней, т.к. для обеспечения передачи данных мне нужно обеспечить работу локальной сети и работоспособность самих компьютеров, на которых ведется сбор тех самых научных данных. Ввиду отсутствия на нашей станции магазина Ulmart, в случае поломки компьютера, желательно уметь отремонтировать вышедший из строя блок. Отсюда и необходимость в познаниях электротехники и навык держать паяльник в руках. Конечно, на станции есть запасные компьютеры, да и мне может повезти и ни один компьютер за год так и не сломается. А может «не повезти», да так, что и запасных компьютеров не хватит. Плюс никто не отменял «Нет повести печальнее на свете, чем повесть о заклинившем reset’е». Сам по молодости неделю провозился, разобрал даже монитор, пока не услышал эту фразу. Именно по этой причине требования к кандидату максимальные, т.к. любой практический опыт повышает живучесть команды в целом.
Кроме того, что я системный администратор, я еще комендант «Радиодома» и командир пожарного звена. :) Т.е. в мои обязанности так же входит: следить за техническим состоянием всего дома и обеспечивать в нем комфорт. Плюс я должен знать где расположены средства пожаротушения и уметь ими пользоваться. А также я должен организовать работу своего пожарного звена в случае ЧП.
Кроме моих официальных обязанностей, есть те, которые можно отнести к разряду «так сложилось». А сложилось так, что в мои обязанности входит разработка дизайна и печать поздравительных открыток и грамот, а также помощь начальнику станции в проведении переговоров и организации встреч с иностранными коллегами. Т.е., по сути, я еще и адъютант. Кстати, начальник станции у нас не простой, а командир армии, но уже на пенсии.
В прошлую среду, к нам на аэродром Novo прилетел первый Basler из Канады, для обеспечения внутренних перелётов. Каждый самолет тут имеет своё имя. В этом году к нам прилетел «Borek». Экипаж самолета состоит из 4-х человек. Два пилота и два механика. Со слов пилотов, перелет из Канады занял 10 суток без выходных. Заправка, 8 часов на сон и дальше в путь.
Обычно все экипажи самолетов живут и работают на аэродроме. Там же они готовятся к полетам. Для их нужд на аэродроме разворачивается метеостанция, радиостанция и доступ к сети интернет. Запуск этих и других сервисов обеспечивается сотрудниками аэродрома, которые прибывают с первым «техническим» бортом ИЛ-76. До их прибытия все обязанности по приему бортов ложатся на плечи начальника станции и его подчиненных.
В этом году, еще до запуска всех служб аэродрома, возникла срочная потребность в отправке борта на станцию «Восток». Поэтому командир Джеси и его второй пилот Крис поехали готовиться к предстоящему полёту на нашу станцию, а механики остались на аэродроме подготавливать самолёт. А на мои плечи соответственно легла обязанность приема гостей и обеспечение их всем необходимым. (На фото ниже, второй пилот Крис)
До станции «Восток» по прямой лететь 2578 км. Для Basler это серьезная дистанция, поэтому перед полетом тщательно взвешивается весь груз и все пассажиры. Ведь чем меньше груза, тем меньше расход топлива и тем больше топлива можно взять на борт. К тому же Basler не оборудован герметичной кабиной и поэтому максимальная комфортная высота полета не более 4 000 м. На таких высотах у пилотов возможна горная болезнь из-за недостатка кислорода в атмосфере. Из-за ограничения высоты полета приходится учитывать погоду и направления ветра при полете.
После 4-х часов подготовки, было принято решение лететь через станцию «Прогресс». До нее по прямой не сильно ближе, целых 2330 км, но эта разница оказалась критичной. Там, по плану полета, дозаправка, 8 часов отдыха и еще 1372 км перелета до станции «Восток» и обратно.
Ввиду того, что на станции «Восток» низкая температура воздуха -50°С, прибыть на станцию нужно именно днем, т.к. днем немного теплее и не надо выставлять посадочные огни. В таких погодных условиях стоянка не более 40 минут, чтобы двигатель не успел остыть. Плюс ко всему, сама станция «Восток» находится на высоте 3488 метров. На такой высоте любое резкое движение вызывает головокружение и сильную одышку. А при сильной одышке, на морозе в -50°С, легко получить пневмонию. Так что для таких условий 40 минут — это очень мало.
Днем ребята немного поспали и уже в полночь, вместе с нашим анестезиологом выехали на аэродром, а в два часа ночи вылетели на «Прогресс».
На сегодня всё. Всем спасибо за внимание.
Ps: Пока писал этот пост, к нам уже прилетел первый технический борт да и ребята с «Востока» вернулись. Заходите на мой канал «Антарктида On-Line», там все свежие новости со станции Новолазаревская.
PPS: По просьбе внимательных читателей, сделал фото зебры (той что на первом фото) с более приличного ракурса.