О безумных школьных задачах
В очередной раз на глаза в ленте попалась фотография книги по математике с "идиотской", по мнению автора поста, задачей про пациентов психбольницы, кусающих главврача.
В связи с этим хотелось бы высказаться. Я уверена, что это лучшие задачи.
1. Иногда слышу и читаю: что за муть эти задачи в учебниках: пятнышки на зебрах считать, монетки по баночкам раскладывать, поезда из пункта А в пункт Б, лучше бы просто примеры решали. Это не муть. Это воспитание в маленьком человеке понимания взаимосвязи между реальным миром и "цифирками". Маленьким детям проще понять 2 палочки+3 палочки, чем абстрактные значки "2" и "3".
2. В обратную сторону: такие задачи позволяют научиться абстрагироваться от "конкретного объекта" и вычленять суть: 3 котенка, 3 яблочка, 3 психиатра - это всё равно 3. Чем разнообразнее задачи, тем проще осознать, что правила ничем не отличаются для разных объектов. Самые "укуренные" задачи я встречала еще когда сама школьницей ездила на всякие олимпиады (причем даже в 11 классе): потому что важно уметь отвлечься от того, осьминог зачем-то ловит рыбу щупальцами и увидеть в этой задаче 2 вектора, к примеру. Это работает уже многие годы. В легендарном "Сканави" - и в том был огромный блок "текстовых" задач.
3. У человеческой памяти есть такое свойство: лучше всего запоминаются всякие неожиданные либо шокирующие вещи: неожиданные, пошлые, нелепые, неприятные, смешные... Вот я сейчас среди такого нудного текста напишу "у меня из вытяжки на кухне вылазит грязный, жирный, мерзкий слизистый тролль, поющий арию Фигаро" - и этот пост будет периодически всплывать в вашей памяти. В том числе иногда просто потому, что вы посмотрели на вытяжку. Шокирующие задачки в стиле Остера - возможность не только заинтересовать ребенка, но и закрепить что-то в его памяти.
К чему это я... не рубите с плеча. В следующий раз, когда закатите глаза, увидев в учебнике своего ребенка текст про вампиров, психиатров или пони, вспомните, что вы сами так легко понимаете эту задачу именно потому, что в свое время прорешали десяток задач про хулигана Петю и окурки.
В связи с этим хотелось бы высказаться. Я уверена, что это лучшие задачи.
1. Иногда слышу и читаю: что за муть эти задачи в учебниках: пятнышки на зебрах считать, монетки по баночкам раскладывать, поезда из пункта А в пункт Б, лучше бы просто примеры решали. Это не муть. Это воспитание в маленьком человеке понимания взаимосвязи между реальным миром и "цифирками". Маленьким детям проще понять 2 палочки+3 палочки, чем абстрактные значки "2" и "3".
2. В обратную сторону: такие задачи позволяют научиться абстрагироваться от "конкретного объекта" и вычленять суть: 3 котенка, 3 яблочка, 3 психиатра - это всё равно 3. Чем разнообразнее задачи, тем проще осознать, что правила ничем не отличаются для разных объектов. Самые "укуренные" задачи я встречала еще когда сама школьницей ездила на всякие олимпиады (причем даже в 11 классе): потому что важно уметь отвлечься от того, осьминог зачем-то ловит рыбу щупальцами и увидеть в этой задаче 2 вектора, к примеру. Это работает уже многие годы. В легендарном "Сканави" - и в том был огромный блок "текстовых" задач.
3. У человеческой памяти есть такое свойство: лучше всего запоминаются всякие неожиданные либо шокирующие вещи: неожиданные, пошлые, нелепые, неприятные, смешные... Вот я сейчас среди такого нудного текста напишу "у меня из вытяжки на кухне вылазит грязный, жирный, мерзкий слизистый тролль, поющий арию Фигаро" - и этот пост будет периодически всплывать в вашей памяти. В том числе иногда просто потому, что вы посмотрели на вытяжку. Шокирующие задачки в стиле Остера - возможность не только заинтересовать ребенка, но и закрепить что-то в его памяти.
К чему это я... не рубите с плеча. В следующий раз, когда закатите глаза, увидев в учебнике своего ребенка текст про вампиров, психиатров или пони, вспомните, что вы сами так легко понимаете эту задачу именно потому, что в свое время прорешали десяток задач про хулигана Петю и окурки.