2

О банальности зла II

Неделю назад на этом канале рассказ был про Клауса Барби – нацистского преступника, с которым охотно после Второй Мировой войны сотрудничали спецслужбы США и (менее охотно) ФРГ. В западных СМИ этот случай подается чуть ли не как единичное досадное недоразумение, за которое американцы даже извинились. Ну, как сказать…

В 1944 году СССР по личному приглашению Сталина посетил Оскар Ланге - польский экономист, долгое время преподававший в Чикагском университете (там же получивший гражданство США). Вот выдержка из записи беседы с ним второго секретаря Посольства США в СССР Стивенсона по итогам посещения штаб-квартиры Комитета «Свободная Германия» (антифашистской организации, созданной из немецких военнопленных руководством СССР).

«Комитет, по-видимому, уделяет много внимания работе среди немецких военнопленных в Советском Союзе. У профессора Ланге сложилось впечатление, что эти усилия не безрезультатны, когда война закончится, военнопленные вернутся в Германию из Советского Союза антинацистами. Хотя многие заключенные неохотно присоединяются к Комитету официально, чтобы их не считали предателями, подавляющее большинство нижних чинов и не менее 50% офицеров симпатизируют целям Комитета.

Профессор Ланге заявил, что немецких военнопленных возили на экскурсии в места массовых зверств, совершенных немцами в Советском Союзе. Их реакцией были возмущение и страх, что вся армия будет привлечена к ответственности за это. Члены Комитета сказали профессору Ланге, что среднестатистический немецкий солдат не имеет прямых сведений о таких зверствах и что он склонен игнорировать слухи о них как вражескую пропаганду. Профессор Ланге заметил здесь, что похожее состояние ума существует в Соединенных Штатах и Великобритании, где мало доверяют советским заявлениям о немецких зверствах [казалось бы, причем здесь Украина???].

Он также раскритиковал обращение с немецкими заключенными в американских лагерях для военнопленных, отметив, что нацистские элементы там полностью контролируют ситуацию и что антинацистски настроенные заключенные подвергаются жестокому обращению со стороны своих же товарищей. Он сказал, что если нынешняя политика в Соединенных Штатах будет продолжена, то немецкие заключенные вернутся из американских лагерей для военнопленных такими же убежденными нацистами, как и до этого, тогда как те, кто вернется из Советского Союза, превратятся в антинацистов».

Так там работала система. «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем». Интересно, сколько времени потребуется западным обывателям сейчас для признания в общем-то очевидных фактов по другой «европейской» стране, где так полюбились красивые факельные шествия?

Ах, да! Для чего Сталин приглашал-то Ланге? В ходе личной встречи он передал через поляка на Запад, как сейчас говорится, месседж – готовность обсуждать создание послевоенной независимой Польши с коалиционным правительством на основе и просоветских, и прозападных организаций. Тиран, что скажешь.

«У Ланге сложилось впечатление, что Сталин предпочел бы новое польское Правительство, которое бы включало умеренные элементы польского Правительства в изгнании в Лондоне, нежели создание организации, которая бы считалась советской марионеткой».

Итог, если коротко – британцы и польские «сидельцы» в Лондоне от предложения отказались.