Неслучившаяся катастрофа. Случай из истории БАМа.

Неслучившаяся катастрофа. Случай из истории БАМа. БАМ, Поезд, 1992, Халатность, Длиннопост, Яндекс Дзен

Эта история произошла в 1992 году на маленькой станции Хани в Якутии. Посёлок городского типа Хани расположен в одном из самых живописных мест в России на Муруринском перевале, являющимся высшей точкой Байкало-Амурской магистрали.


Именно здесь могла разразиться одна из самых крупных железнодорожных катастроф нашего времени, не случившаяся только благодаря профессионализму и находчивости одного человека - дежурной по станции Валентине Зарубиной.


А случилось все благодаря стечению обстоятельств и пренебрежению правилами безопасности со стороны ряда людей, которым мы, как пассажиры, доверяем свою жизнь.


Товарный поезд должен был отправиться от станции Новая Чара в сторону станции Хани. Это перегон, представляющий собой почти постоянный спуск длинной в десятки километров. Проезжать по нему можно только с абсолютной уверенностью в тормозной системе состава. Тем более если это грузовой состав весом в тысячи тонн. Но именно с тормозами в тот день и возникли неполадки у грузового поезда следовавшего по маршруту.


Локомотив состоял из сцепки трёх тепловозов (усиленная группа - в связи с большими перепадами высот на маршруте). На протяжении некоторого времени до описываемых событий у него плохо срабатывал отпуск тормоза второй секции, из-за чего шёл перегрев и сгорали тормозные колодки. Чтобы устранить проблему было проведено обслуживание в депо на станции Новая Чара. Однако вместо того, чтобы заменить один из неисправных клапанов, слесарь - электрик, осуществлявший ремонт, просто заблокировал его, в положении открыто, а электрическую цепь, сигнализирующую о неисправности, замкнул напрямую. В результате вторая секция тепловоза осталась вообще без тормозов. Но пока локомотив оставался единым целым, проблем это не создавало.


Следующими, кто допустил нарушения, были путейцы, в чью задачу входило поддержание железнодорожного полотна в надлежащем состоянии. Дорога здесь построена на вечной мерзлоте, это был один из последних участков БАМа, сданный в конце 80-х годов. Поэтому полотно «гуляло», периодически образовывались просадки пути, требующие немедленного ремонта и ограничения скорости на маршруте до исправления. Несмотря на то, что очередную просадку заметили вовремя, своевременный ремонт осуществлён не был, а из-за неправильной оценки проблемы, ограничение скорости поставили в 40 километров в час, хотя должны были установить не более 25 км/ч.


Машинист, принимая машину перед рейсом, не обратил внимание на большое провисание автосцепок между секциями тепловоза. Это сыграло одну из ключевых ролей в будущем ЧП. Он вообще не должен был принимать локомотив, в связи с тем, что был пропущен срок очередного ТО. Но подвижного состава как обычно не хватало и начальник депо дал команду на эксплуатацию.


В итоге все, кто отвечает за безопасность движения, допустили нарушения. Катастрофа была предопределена.


В тот день первым на перегон от станции Новая Чара к станции Хани отправился пассажирский поезд. Следом за ним пошёл товарняк, в котором в качестве локомотива был задействован как раз тот самый проблемный тепловоз. На длительном спуске на перевале Мурурин поезд и «поймал» ту самую просадку грунта на путях. Это привело к расцеплению между второй и третьей секциями локомотива. Состав, вместе с третьей секцией остановился - тормозная система отработала на отлично. Но две первые секции из-за отсутствия тормозов во второй из них и нарушения целостности системы торможения, начали неконтролируемый спуск по перевалу. Тормоза не работали.


Не вдаваясь в технические подробности, затормозить электровоз в той ситуации можно было только восстановив герметичность системы торможения, для чего нужно было вылезти из второй секции тепловоза на сцепку и вручную перекрыть шланг подачи сжатого воздуха. На скорости свыше 100 километров час, на неровном пути это сделать не удавалось. Машина превратилась в неуправляемый тяжёлый снаряд. В итоге локомотив весом почти в 200 тонн начал стремительно нагонять хвост пассажирского состава.


Именно в этот момент свою роль сыграла Валентина Зарубина - дежурная по станции Хани. Пытаясь предотвратить катастрофу она дала указание машинисту пассажирского поезда прибавить ход. Но на станции оставался только один свободный путь. Пустить туда пассажирский означало закрыть сквозной проезд. До расчётного времени подъезда к станции неуправляемого локомотива оставалось 5 минут.


Оценив ситуацию Валентина дала указание машинисту маневрового тепловоза расчистить ещё один из занимаемых путей с целью пропустить неуправляемую сцепку тепловозов по основной, прямой магистрали сквозь станцию. Времени почти не оставалось. Все должно было быть выполнено слажено и чётко. На станции находилось два грузовых состава с маркировкой опасный груз. В одном из них была промышленная взрывчатка. Сотни тонн. Столкновение стёрло бы посёлок вместе с жителями с лица земли.


Они успели. Маневровый тепловоз успел освободить путь. Пассажирский, уйти с пути взбесившегося поезда и доехать до станции. Как только хвост пассажирского состава втянулся на боковой путь, на станцию влетел сломанный локомотив. Он пронёсся сквозь посёлок на скорости 107 километров в час. Остановить его удалось только через несколько километров.


Руководитель депо, машинист и его помощник получили условное наказание и были отстранены от работы. Слесарю-электрику дали реальный срок. Путейцы отделались лёгким испугом. Валентину Зарубину отметили знаком «Почетному железнодорожнику» за профессионализм, чёткие и грамотные действия в аварийной ситуации. Очередной катастрофы, вызванной разгильдяйством на всех уровнях, не произошло из-за того что нашёлся один профессионал своего дела. Повезло.....

https://zen.yandex.ru/.../nesluchivshaiasia-katastrofa-sluch.....

52
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

подвиг это исправление чьей-то халатности.

раскрыть ветку
20
Автор поста оценил этот комментарий

А где награда для машиниста маневрового тепловоза?

раскрыть ветку
8
Автор поста оценил этот комментарий

https://www.youtube.com/watch?v=8IOfbQIBW4s даже кино корявенькое про это сняли. Помню сколько кипешу  в Чаре было...

раскрыть ветку
5
Автор поста оценил этот комментарий
Фильм есть "перевал Мурурин" как раз про эти события
раскрыть ветку
5
Автор поста оценил этот комментарий

Видел фильм про этот случай, ещё в тех.школе лет 10 назад.

раскрыть ветку
5
Автор поста оценил этот комментарий

Тепловоз или электровоз?

раскрыть ветку
3
Автор поста оценил этот комментарий

Какие-то страшные события всегда являются следствием какого-то большого количества мелких проблем, которые сами по себе не могут привести к тяжёлым последствиям. И потом они складываются в единую страшную картину и происходит что-то ужасное. Какие были шансы, что все одновременно будут ебланить на работе? Думаю очень малые. К счастью тут обошлось.

3
Автор поста оценил этот комментарий
видео! нам в техшколе показывали видео, воссоздав хронологию событий данного случая
раскрыть ветку
3
Автор поста оценил этот комментарий
Место красивое, а сам Хани - разруха и печаль
раскрыть ветку
17
Автор поста оценил этот комментарий

Меня, как простого мимокрокодила, до сих пор гложет мысль, почему на этой технике не ставят систему как на тех же самосвалах, типа "Тормозные колодки разжимаются воздухом. Нет воздуха - хрен куда поедешь". И не нужно ходить, как сто лет надад, простукивать молоточком по буксам, или пытаться дернуть за кран, расположенный под колесами несущегося многотонного локомотива.

Странно это все, с точки зрения простого, ни в чем не виноватого обывателя.

раскрыть ветку
2
Автор поста оценил этот комментарий
Вот и реальная материализация поговорки про коня на скаку и горящую избу, одна героическая и профессиональная тётя Валя предотвратила пылающий посёлок, направив в нужное русло неуправляемые многие сотни лошадиных сил...
2
Автор поста оценил этот комментарий

--

Руководитель депо, машинист и его помощник получили условное наказание и были отстранены от работы. Слесарю-электрику дали реальный срок. Путейцы отделались лёгким испугом.

--


Тут неточность: а начальник депо, который отдал команду на эксплуатацию локомотива с просроченным ТО, пошел на повышение...

2
Автор поста оценил этот комментарий
Мда. Вот Ерал-Симская грузовой поезд все-таки догнал другой. Трагедии не удалось избежать.
3
Автор поста оценил этот комментарий

грамотному сценаристу такой сюжет, да еще и снимать в красотах природы Приамурья и Якутии... хорошее бы вышло кино.

раскрыть ветку
3
Автор поста оценил этот комментарий
А сколько таких случаев не были замечены журналистами!?
1
Автор поста оценил этот комментарий

знакомые на жд в амурке. тут с путями постоянно чп. и поезда регулярно сходят.

1
Автор поста оценил этот комментарий

Имеется ввиду Хани

3
Автор поста оценил этот комментарий

Вот ж здорово раньше было! Спасла поселок - получила отличительный знак

раскрыть ветку
Автор поста оценил этот комментарий
Копайте выше. Слесарь-электрик не выполнил свою работу не потому что так хотел, а потому, что либо начальник сказал "давай быстрей", либо не было запасных частей для полного ремонта неисправности, либо и то и другое. Знаю, как в РЖД устроенно и это печально
Автор поста оценил этот комментарий

Только сегодня читал про катастрофу под Улу-Теляк...

Автор поста оценил этот комментарий
На таких людях мир держится
Автор поста оценил этот комментарий

Было дело.Теперь работаю на этом перевале.Только героизма не хочется.

ещё комментарий
1
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Как-то сразу вспомнилась песня группы "Секрет":

Отказали тормоза!

Я лечу, куда глядят глаза,

Реки, горы, города

Мчатся мимо в никуда.

За себя, признаюсь,

Больше не ручаюсь,

Лишь ветра в ушах звенят:

Держите меня!