115

Немцы*веселились*

Ушли румыны, ушли *добрые * немцы. Три дня затишье. Ближе к полудню, длинные шеренги пехоты, кухня в конской упряжке. Все повторяется, колодец ,вода,привал. Обед. Едят лежа  и сидя .Отдыхают от трудов воинских праведных и не очень. Невдалеке кучка хлопчиков, созерцаем,  *добрые*  немцы, что будет. Повар-немец голосит: Руссише киндер ком хир. Ессен. (Русские дети кушать). Плоские металлические тарелки, такие  же ложки.Каждому пол черпака белой каши, очищенная пшеница, совсем без соли. Вкус запоминающий, на долгие годы. Дефицит в всякой войне: соль и спички.  Подремавший немец задумал поразвлечься .  Автомат, позевывание, очередь над головами  кушающих руссише киндер. Нас смело аки ветром, метлой, ураганом. Ужас, кто на карачках, кто ползком,по пластунски (стананица Пластуновская в 30 км. влияние сказывается) Отдаленные  вопли взрослых : Дитей пострелялы. Недовольный повар собирает аккуратно разбросанную посуду. Руссише киндер ферхлюфе швайн. Вроде бы проклятые русские дети-свиньи. Непорядок! На долгие годы впечаталось в голову немецкие фразы, даже в школе, в институте немецкие фразы приводили в ступпор.

В августе 1942 вводят немецкий порядок. Всем работать, убирать сохранившиеся  поля пшеницы, кукурузы. Колхозы сохраняются, трудодни сохраняются, вводятся нормы в зависимости от сложности. Невыработавшим норму публичная порка  до недостающогося. Норма 60 , выработал 45, 15 плетей  до недощающего. Немецкий порядок, орднунк, а вы как  думали?  Жителям совхозов послабление. Живете в бараках, вроде как концлагерь, порка и нормы отменяются. Вас  уже наказали Советы.

Потом фильтрация,чистка или как угодно. Команда немце в черной одежде (мундирах)  с полицаями русскими . Всем сидеть в бараках . Заходят два немца, пожилой  и совсем молоденький. Наше жилище в бараках -  комнатка  метров  25  справа  и у окна топчаны (низкие самодельные нары) слева печка. Мы сидим четверо детишек: год с небольшим Рая, потом я Петруха 5 лет, сестра Лида 7 лет, Маруся 11 лет (ныне покойная). Наша мама Полина маленькая худенькая. Немцы лопочут: Зи зинд Партизанен, во ист зайн фатер. Мы отчаянно мотаем головами, мы не партизаны,  отца забрали  на войну. Молодой выносит приговор - ер шиссен.  Мать просит, сначала убейте меня. А потом.... Пожилой в раздумье. Показывет  5 пальцев , у него пятеро детей он не согласен  на расстрел. Немцы ушли.

Мы  плачем, стаем  на колени, долго молимся * Отче наш иже еси...* Дети не крещенные , мать 1911 г. рождения покрестили до революции. Дошли наши молитвы до Бога? Ежедневно всей семьей молились: * спаси нашего батьку *---до получения похоронки в сентябре 1943. В боях за социалистическую Родину, ... верный воинской присяге...похоронен с отданием воинских почестей .