Немного о работе местной администрации. Бестиарий.
Есть такое слово - чиновник. Употребляют это слово много, часто и не по делу. Поэтому для начала определимся с понятиями (может быть скучновато).
Наиболее верным с точки зрения происхождения слова (в связи с отношением именно к службе) будет называть чиновником государственного гражданского служащего и муниципального служащего, статус которых регулируется соответствующими законами. В эти категории не входят лица, замещающие государственные и муниципальные должности. Сюда, как правило, входят мэры (на региональном уровне - губернаторы), депутаты, аудиторы контрольно-счетных палат и подобные должности.
Есть ещё так называемый технический персонал, в который по идее входят водители, секретари, одмины и другие работники, которые непосредственно функционал органа власти не выполняют. На практике много где в связи с очередной "оптимизацией" часть должностей выводят из штата муниципалов и заводят в качестве технических работников. В моей родной администрации можно было нередко увидеть двух работников с одинаковым по факту функционалом и зачастую также зарплатой, но один из которых был служащим, а другой - тех.персоналом. Поэтому для упрощения для целей этого поста такого рода "тех.персонал" тоже отнесем к чиновникам.
Теперь перейдём к сути. Что же за зверь такой - муниципальный чиновник. И с чем его едят.
Есть несколько типажей, которые более-менее ярко проявляются именно среди чиновников.
Бабушка в канцелярии.
Бывает разного пола и возраста, просто чаще всего это именно женщина в возрасте. Много лет проработала в конкретной организации и большую их часть - на конкретном месте. Имеет минимальную даже для муниципального служащего зарплату. Своё дело знает и делает практически идеально. Принципиально не сделает ничего из того, что "всю жизнь" входило в её круг обязанностей, но и никогда не бросит недоделанным то, что в этот самый круг входит. Руководствуется принципом "всегда так было и всегда так будет" по всем вопросам.Тяжело обучается чему-либо новому (вроде электронного документооборота или просто новых форм журналов). Какие-либо изменения в любых "правилах игры", в том числе и в части законодательства, тоже принимаются со скрипом. Чтобы доказать свою казалось бы очевидную правоту с конкретными выдержками из законов и подзаконных актов зачастую нужно прибегать к помощи нескольких уровней руководства. Но записанное в результате новое правило можно считать отлитым в граните - его исполнение будет таким же неукоснительным, как и предыдущих.
В силу крайне низкой зарплаты и высокой эффективности на конкретном участке работы (это не обязательно будет именно канцелярия) прекрасно понимает свою ценность. Держится с достоинством и в элементарных - в том числе бытовых - вопросах ни пядью своих прав или чести не поступится. Это человек из тех, которые могут, образно говоря, заставить директора поднять ноги, если нужно помыть пол в конкретном месте. И при этом точно так же не позволят себе хамства и грубостей за рамками обычно тяжёлого характера.
Этот человек из тех, кто ровно в 13:00 захлопнет перед Вами дверь/окошко (и да, будет вальяжно распивать кофе, игнорируя Вашу личную трагедию), но и откроет в 14:00. Пусть и с недовольным лицом.
Подходящую картинку не нашёл, поэтому держите вот такую:
"Ушлый", он же "самый хитрый"
На самом деле долбодятел примерно из тех, кто в интернетиках начитался, что чиновником быть - это нихрена не делать и грести себе баблинское и привилегии лопатой. Чаще всего имеет некую "волосатую лапу", ибо иначе с таким уровнем интеллекта/эрудиции даже на рядовую и самую что ни на есть низовую должность попасть сложновато. Работать кому-то надо, работы валом, а штат весьма скромен.
Такими обычно оказываются вьюноши лет эдак до 27-28. Из небедных и таки влиятельных семей. Избалованные. В общем, своего рода мажорчики. В моём отделе был такой весьма показательный кадр. Он около недели бесплатно походил. Типа "стажироваться". Были и другие, в других отделах и в разное время. Просто "своего" лучше видно, поэтому расскажу на его примере.
Т.к. работал я в юридическом отделе центрального аппарата и наше подразделение так или иначе согласовывало всё, что ложилось на подпись мэру/главе_администрации. Поэтому фактически всё шло через нас - земля, жильё, финансы и т.д. Ну и вот этот кадр в первый же свой день подсел к юристу, который в числе прочего курировал земельные вопросы. Диалог был примерно такой:
- Привет, Имярекович! Ну чо как, рассказывай по-братски. Где тут можно земельки себе намутить?
- Чего? о_О
- Ну участков себе. Норм таких. Под магазины там, всё такое.
- Э-э-э-э... да ну как обычно. Подаёшь заявление в КУЙ, организовывается формирование участка, торги, если положено, заявка по форме и всё такое.
- Не, мне для себя. Чисто земельки намутить, торгануть там потом, всё такое. Навар, все дела.
- Э-э-э-э-э-э... ты в себе? О_О
Потом были такие же диалоги на тему халявных квартир, субсидий на развитие бизнеса... может, и ещё на что-то.
Такие персонажи держатся недолго. С их умом реальной коррупцией они заниматься не в силах чисто интеллектуально. У нас вот 3-5 дней продержался (точно не помню), у соседей пару месяцев.
Вьюнош с горящими глазами
Человек, который не понимает, чем занимается самая местная администрация. Но очень хочет добро наносить и справедливость причинять. Согласно своему виденью оных. Люди, которым кажется, что чиновник любого уровня сразу начинает принимать дофига решений на своё усмотрение. И он здесь власть. Цели могут быть самим разными: добрыми, корыстными, мстительными...
Таким был в том числе и ваш покорный слуга. Думал, что в администрации я резко начну порядки наводить и личным примером становиться. Отчасти так и стало. Но часть эта в пределах полномочий, в пределах должностной инструкции и т.д.
Когда узнаёшь эти самые объёмы обязанностей - фалломорфируешь. Но выглядеть так, как на картинке ниже, становишься всё реже.
З.Ы. Потом, наверное, немного дополню в комментах.