Нелепые авиакатастрофы часть 4: Катастрофа Ту-134 в Куйбышеве (1986 г.)
Сегодня, будет история (спасибо пикабушнику newhrv, что напомнил) катастрофу Ту-134А Северо-Кавказского УГА в а/п Курумоч (Куйбышев).
20 октября в 14:33 в а/п Свердловск произвел взлет рейс Свердловск - Грозный, с промежуточной посадкой в Куйбышеве. На борту находились 87 пассажиров (в том числе 14 детей, 6 пассажиров не зарегистрированы), в экипаже 7 человек. Во время предполетной подготовки, КВС заявил коллегам, что сможет посадить самолет вслепую "за шторкой" по приборам, второй пилот согласился поучаствовать в данном эксперименте, и уже через час полета приступил к снижению. Сообщив диспетчеру, что посадка будет осуществляться по выбранной системе захода на посадку (курсоглиссадная, в директорном режиме). Диспетчер информировал, что такой вид посадки невозможен, и дал указание о выполнении захода по приводам. Экипаж указание не выполнил и использовал схему, не "очень" подходящую для данного ВС. На высоте принятия решения, КВС в нарушение правил принял странное решение о производстве посадки и продолжении захода "за шторкой" вне видимости земли. Второй пилот и бортмеханик не пресекли халатных действий командира. С высоты, когда командир принимает решение о посадке самолета, до касания второй пилот не контролировал действия КВС и не перешел на пилотирование по приборам, т.к. скорость была превышенной во всех направлениях. Уже на высоте 60 с хвостиком метров, сработала сигнализация об опасном сближении с землей, но и в это время КВС сидел за шторкой, и не мог визуально оценить ситуацию... и по правилам, должен был уйти на второй круг, но этого не сделал. На высоте 35 метров, он все же решил посмотреть, что там на полосе и попросил бортмеханика открыть ему обзор, когда оставалась одна секунда до приземления. Чтобы открыть шторку и успеть из инструментального захода перейти в визуальный, потребовалось еще несколько секунд... второй пилот, в это время наблюдал за развивающейся ситуацией и ничего не предпринимал. Самолет ударился сначала правой тележкой шасси об взлетно посадочную полосу, потом левой тележкой шасси, с перегрузкой 4,8 ед. (при разрушающей перегрузке 3,75 ед.). Сразу же произошло разрушение левого полукрыла и частичное разрушение фюзеляжа, через 36 метров конец левого крыла задел бетон, а через 78 м воспламенилось разливающееся топливо. При дальнейшем движении произошел разворот самолета вокруг продольной оси и на расстоянии 214 м от места первого касания он перевернулся на верхнюю часть фюзеляжа. Еще через 70 метров фюзеляж сошел на грунт с постепенным разворотом хвостовой частью вперед. В момент переворота почти целиком оторвалось и отлетело в сторону правое крыло самолета, а левое сложилось вдвое. При ударе о бетон корпус переломился на две неравные части, огромная трещина прошла метрах в двадцати за кабиной пилотов. Из разрушенных топливных баков самолета на раскаленные турбины двигателей потоком хлынул авиационный керосин, тут же вспыхнувший факелом.Грохот от удара был слышен далеко за пределами аэропорта. Следом раздался похожий на взрыв мощный звук.
Больше всех повезло пассажирам, которые в момент трагедии оказались в непосредственной близости от места разлома. Одна из спасшихся женщин впоследствии рассказывала, что в момент удара самолета о бетонную полосу она ничего не почувствовала – только услышала сильный шум и все вокруг нее стало переворачиваться и падать. А потом она обнаружила под ногами большую дыру, куда без раздумий и прыгнула.
Следом за ней через разлом на землю выбралось еще несколько человек.
Еще пять/шесть пассажиров покинули горящий самолет через аварийный люк в хвостовом отсеке. Его удалось открыть одному из мужчин, который разбирался в авиационной технике.
Однако большинство потерпевших находились слишком далеко от выхода, и потому все они в считанные минуты отравились токсичными продуктами горения. Внутренняя обшивка салона при горении выделяет фосген, синильную кислоту, хлористый водород, соединения мышьяка, диоксины и еще с десяток смертельно ядовитых для человека веществ. У пассажиров, вынужденных дышать этой смесью, шансов на спасение не было никаких...
Особенно страшная участь постигла троих бортпроводниц. В момент катастрофы они находились в своей каюте. После того как самолет перевернулся, дверь в каюте заклинило. Девушки попали в ловушку...
После пожара на месте каюты нашли только фрагменты берцовых костей и черепов – все, что осталось от троих девушек...
60 пассажиров и 3 бортпроводницы погибли на месте (5 человек от травм и 58 человек от отравления продуктами горения). КВС, второй пилот, бортмеханик и штурман получили легкие травмы. Второй пилот, спасая пассажиров, отравился продуктами горения и скончался по дороге в больницу. 25 пассажиров были госпитализированы (6 из них впоследствии скончались в больницах). 2 пассажира не пострадали. Командир ВС остался жив, приговорён судом к 15 годам лишения свободы. После пересмотра дела срок уменьшили до 6 лет, которые он полностью отбыл.