Не дипломом единым: как понравиться работодателю, если у вас нет высшего образования

Не во всех профессиях важно высшее образование. Но если не похвастаться красным дипломом вуза, чем тогда заинтересовать работодателя? Собрали полезные советы от hh.ru, как выделиться среди кандидатов.

Не дипломом единым: как понравиться работодателю, если у вас нет высшего образования Профессия, Поиск работы, Собеседование, Саморазвитие, Длиннопост, Блоги компаний

1. Сделайте упор на опыт

Не берегите козыри, второго раза может и не представиться. Если откликаетесь на вакансию без резюме, расскажите о своих навыках при первом общении с работодателем. Начните разговор с профессиональных компетенций — так вы сразу представите себя в выгодном свете. Даже если при отклике на вакансию вы общаетесь с чат-ботом, все равно отвечайте полно и по существу.

Этот же совет относится и к тем, кто только оформляет резюме. Подробно расскажите о конкретных обязанностях на предыдущей должности, квалификации и умениях. В прикладных профессиях опыт значит намного больше, чем диплом.

Например, вместо общей фразы «выполняю все виды ремонтных работ» напишите по пунктам, что именно вы делаете: штукатурите, красите, монтируете проводку, устанавливаете сантехнику — все до мелочей.

2. Будьте готовы к практическому тесту

Если у работодателя есть возможность провести «полевые испытания», он обязательно ей воспользуется. Держите это в уме и не дайте застать себя врасплох. К тому же так вы сможете показать свои умения.

Кроме качества работы работодатели обращают внимание и на гибкие навыки: например, умение работать в команде, общаться с клиентами. Часто на пробном задании специально моделируют острые ситуации, чтобы посмотреть, как с ними справятся кандидаты.

Сона, основатель салона красоты:

«У нас собеседование с мастерами проходит в два этапа. Сначала мы долго общаемся, потому что характер соискателя — это то, на что я особенно обращаю внимание. Стараюсь понять, как он будет общаться с клиентами, сможет ли показать себя с лучшей стороны в непредвиденных или критических моментах.

Второй этап — проверка профессиональных навыков. Я хочу увидеть мастера в деле, прежде чем принять его на работу. Мы всегда просим кандидатов показать себя и находим моделей для этого».

3. Будьте честны с работодателем и объективны к себе

Не нужно приписывать себе лишнего и приукрашивать таланты. Говорите только о том, в чем действительно разбираетесь. Даже если вы новичок, лучше признаться, что вы хотите попасть к работодателю, чтобы набраться опыта и развить навыки.

Информацию о вас легко проверить — помните об этом. В рабочих и творческих отраслях, а также в сфере услуг специалистов ищут, как правило, по рекомендациям и отзывам. Лучший вариант — просто соответствовать своему резюме.

Сона, основатель салона красоты:

«В сфере услуг в поисках хорошего сотрудника больше всего помогает сарафанное радио, поэтому скрывать о себе что-то или приукрашивать бессмысленно. Однажды к нам пришла девушка, показала портфолио с хорошими работами, сделала тестовый маникюр, а он оказался хуже, чем на фото. Я решила, что она просто перенервничала, но все же навела справки у знакомых. В итоге они мне ее настойчиво не рекомендовали и назвали достаточно веских причин для отказа».

4. Учитесь новому

Развивать навыки нужно не только новичкам. Профессиональный рост нужен и людям с большим опытом. Некоторым работодателям важно, чтобы соискатели выделяли время на профподготовку: в каждой компании свои стандарты качества, и новый сотрудник должен быстро их подхватывать. А еще повышение квалификации сделает вас привлекательнее в глазах потенциального работодателя и в целом повысит вашу стоимость как специалиста на рынке труда.

Марина, основатель клининг-сервиса:

«Люди считают, что если умеют убирать свою квартиру, смогут и чужую. Но есть регламент и стандарты. Даже на чистящие средства и тряпки, которые мы используем. Нам важно услышать, что кандидат готов соблюдать именно наши правила и переобучаться, если привык как-то иначе. Должна быть какая-то гибкость в этом плане. Приветствую желание соискателей учиться, такие будут иметь больше шансов получить работу».

5. Не забывайте о внешнем виде

Чтобы перед собеседованием вдруг не обнаружить, что у вас закончились чистые рубашки или станки для бритья, подготовьтесь к встрече заранее. Второго шанса произвести первое впечатление не будет

Помимо опрятного внешнего вида важна и самоподача. Будьте приветливы и вежливы с работодателем, говорите открыто и улыбайтесь.

Сона, основатель салона красоты:

«Если идете на собеседование, обязательно позаботьтесь о внешнем виде. Пусть он будет презентабельным: это как минимум этично. Мы всегда смотрим на то, как выглядит мастер, ведь отчасти от этого зависит доверие клиента к нему и к салону».

Марина, основатель клининг-сервиса:

«Мне важен позитивный настрой соискателя. Кандидатам, которые будут приходить ко мне, я советую быть в опрятном виде и улыбаться, оставлять личные проблемы за дверью кабинета, в котором вы собеседуетесь, а в будущем — за дверью квартиры, в которой вы будете делать уборку».

6. Не отодвигайте личные качества на второй план

Да, квалификация и опыт важны, но работодатели также внимательно смотрят на вас: что у вас за темперамент, приятно ли с вами общаться, насколько вы искренний человек.

Ева, стилист по волосам:

«Работодатели бывают разные. Кого-то диплом о высшем образовании прельщает сразу даже в сфере услуг, для других он не имеет значения. Но, по моему опыту, в нашей отрасли все же важнее, что вы за человек и готовы ли работать. Самое главное — оставаться порядочным, ответственным, пунктуальным, не быть наигранным. Работодатель все заметит. Если не на собеседовании, так во время работы. Так что оставайтесь самим собой и на этапе, когда хотите получить должность, и когда работа уже окажется вашей».

Конечно, это не догма, а всего лишь несколько базовых советов. В любом случае полагайтесь на свой опыт и профессионализм и обязательно перед откликом на вакансию (и тем более перед собеседованием) изучите сферу, в которой собираетесь работать.

Реклама. ООО «Хэдхантер»

Пожалуйста, соблюдайте правила общения в блогах компаний