«Мы не хотим детей»
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для просмотра
Они вместе 16 лет, и у них нет детей. Утверждают, что счастливы вдвоем и больше им никто не нужен. Знакомые подозревают, что это красивые слова, за которыми пара прячет проблемы. Давайте разберемся, нормально ли не хотеть детей. В этом нам поможет клинический психолог Юлия Захарова.
Мне всегда казалось, что желание иметь ребенка непременно возникает, когда встречаешь человека, с которым хочешь разделить радости и горести и встретить старость. Но есть люди, которые детей не хотят, это их выбор. Хотя вопросы возникают сами собой: почему они сознательно отказываются от родительства и нормально ли это? Среди моих знакомых есть такая пара.
Лиза и Андрей вместе почти 16 лет. Для обоих это не первый брак. В 20 лет Лиза вышла замуж за одногруппника Юру, хорошего парня, подающего надежды юриста, из благополучной семьи. Она училась хорошо, но юристом быть не хотела и не понимала, кем хочет быть. Родители решили, что профессия пригодится, вот Лиза и поступила. Встретила Юру, начался роман, спустя два года сыграли свадьбу.
Окончив университет, Лиза поняла, что работать не будет. Юра поддержал жену: пусть посидит дома, подумает, а лучше родит детишек. Первые два пункта пришлись Лизе по душе, а детей она пока не хотела – материнский инстинкт не просыпался. Сначала это всех устраивало, но через полтора года Юра начал беспокоиться. Однажды он напрямую спросил:
– А ты вообще хочешь детей?
И Лиза не задумываясь ответила: нет. Они развелись.
Чтобы отвлечься, Лиза, выучилась на фотографа, ей всегда нравилась фотографировать. Выяснилось, что у нее есть талант, и после окончания курсов она начала снимать для нескольких изданий. Дела шли в гору.
Я думала, может, я не хочу детей, потому что молодая, а позже захочу
Спустя год после развода, в отпуске, Лиза познакомилась с Андреем. По возвращении в Москву роман продолжился. Он был старше Лизы на 4 года и успел развестись. Причина такая же: супруга хотела детей, Андрей – нет. Но Лиза и Андрей друг другу поначалу в этом не признались.
– На первом свидании не скажешь, что ты не хочешь детей. И потом, я думала, может, я не хочу детей, потому что молодая, а позже захочу. У мужчины не станешь спрашивать в лоб, хочет ли он детей. Как-то вообще не до детей было. Мы не могли наговориться: постоянно находили новые темы, нам было интересно говорить обо всем и ни о чем. Да и молчать было хорошо. Не хотелось говорить о будущем, о детях. Мы наслаждались настоящим, – смеется Лиза.
Лизе и Андрею хорошо и интересно вместе. Конечно, бывают ссоры и разногласия, но для друзей в их доме всегда праздник: игры, песни, стихи, вино и разговоры. Они много путешествуют, часто вдвоем ходят в театры, кино, на выставки. У Андрея свой бизнес, Лиза – успешный фотограф: ведет курсы, часто ездит на выставки. Она выучила несколько языков и проводит мастер-классы по всему миру.
Идеальная жизнь, и их все устраивает. Но многие подозревают, что что-то не так. Ведь если бы все было так, то были бы дети.
– Почему вы не хотите детей? Может, Лиза не может иметь детей? А, может, проблема в Андрее? – предположений много.
Обвинений не меньше:
– Вы не любите детей! Вы эгоисты! Для кого же вы живете?
В какой-то момент Лиза не выдержала и перестала общаться с особо любопытными знакомыми. Сейчас среди близкого круга нет тех, кто осуждает пару.
Он признался, что детей не хочет и свадьбы не хочет, но если я хочу, то мы поженимся. А с детьми… ну вот не знает даже, как быть
Лиза и Андрей поженились после десяти лет совместной жизни. Она объясняет:
– У нас все просто: мы два взрослых, свободных человека, вольны выбирать, но уважаем и ценим друг друга. Я узнала, что Андрей не хочет детей, на третий год отношений. В первые два мы были настолько погружены друг в друга, что нам не нужен был кто-то еще. А потом подруги и родители начали задавать вопросы, мол, а когда свадьба, дети… А я не хотела ни того, ни другого. На Андрея тоже давили. Однажды он приехал с работы и с грустным видом заявил, что нам нужно поговорить. Я думала, ну все… конец. Уже мысленно отправилась запивать горе с подругами, не хотелось ни с кем другим быть в тот момент. А он признался, что детей не хочет и свадьбы не хочет, но если я хочу, то мы поженимся. А с детьми… ну вот не знает даже, как быть. У меня камень с души упал! Я ответила, что мне это тоже не нужно. Пока не нужно, а дальше посмотрим.
Каждый сам выбирает – такова позиция Лизы и Андрея. С годами желание иметь детей у них не появилось, как и мысли о походе к психотерапевту.
Я не знаю, нормально или нет не хотеть иметь детей. Можно их любить, но не хотеть. С Андреем и Лизой мы знакомы пять лет, и за это время у меня ни разу не возникло ощущения фальши. Они действительно не хотят детей, и это не мешает им радоваться жизни и любить друг друга. Да, наверное, накопленное приданое придется распределять по родственникам или благотворительным фондам – наследников не будет. И в старости стакан воды они будут подавать друг другу сами. Но это не влияет на их мнение – чтобы быть счастливым, детей иметь не обязательно.
УВАЖАТЬ ЧУЖОЙ ВЫБОР
Юлия Захарова, клинический психолог
Те, кто выбирает жизнь без детей осмысленно и добровольно, действительно часто сталкиваются в лучшем случае, с сочувствием окружающих: «эх, вы, дурашки, потом чухнетесь, а поздно будет», иногда с непониманием, с навязчивым любопытством, а чаще всего, с обвинениями в эгоизме, в том, что семья без детей – «ненастоящая» и с другими проявлениями агрессии. Нежелание иметь детей никак не связано с психопатологией, однако вызывает много вопросов. Почему так происходит?
Еще в позапрошлом веке к детям не было какого-то особого отношения. Религия не предлагала людям выбора – рожать или не рожать. Из-за высокой детской смертности родители не давали детям имен в младенчестве. Ребенок воспринимался сначала как «лишний рот», потом как помощник, работник. Детская одежда напоминала уменьшенную копию взрослой.
Постепенно появились ограничения детского труда, возникла идея необходимости школьного обучения, стала развиваться педагогика.
Параллельно с падением рождаемости в развитых странах, отношение к родительству сильно изменилось. За последние сто лет ребенок из нахлебника превратился в величайшую ценность.
Для многих она неоспорима.
Тот, кто пережил несколько неудачных беременностей и не добился результата, кто потратил годы жизни на то, чтобы забеременеть и выносить долгожданного ребенка - с трудом может понять семьи, которые просто не хотят заводить детей. Такие, как семья Лизы и Андрея. Как так: могут, но не хотят???
Статистика показывает, что для многих людей наличие семьи и детей является мерилом жизненного успеха. Нежелание иметь детей противоречит ценностям большинства, поэтому подвергается дискриминации. Сам вопрос – нормально ли не хотеть детей – является дискриминирующим по сути.
Если ценности определенной группы людей не совпадают с ценностями большинства – то они не обязательно являются патологическими
Понимание нормы уже давно не связано со статистическим большинством. Если ценности определенной группы людей не совпадают с ценностями большинства – то они не обязательно являются патологическими. Они просто не совпадают с ценностями большинства.
Если Лиза и Андрей не хотят иметь детей – это их выбор, они имеют право жить в соответствии со своими ценностями. Они не нарушают закон. Нет такого диагноза – «нежелание иметь детей», в соответствии с которым требовалось бы принудительное лечение.
Большее опасение вызывают те, кто считает себя вправе дискриминировать людей с другими ценностями: задавать неудобные вопросы, давать непрошенные советы, влезать в чужую интимную жизнь без приглашения. Необходимо учиться уважать различия, и дискриминация ценностей других людей не должна являться предметом дискуссий.