Музыка – хорошо, а гармония с самим собой – лучше!

Одна двенадцатилетняя девочка вернулась домой из музыкальной школы расстроенная. Мама ее спросила, что случилось. Она сказала, что руководитель хора постоянно говорит, что у нее не получается красиво петь, попадать в ноты. Педагог сравнивает ее с другими детьми. Несмотря на то, что девочка регулярно занимается дома, учит партитуры, все равно по большей части в хоре ей приходится молчать. Мама вместо того, чтобы поддержать дочь, выразила свое негодование.


На самом деле это не единичный случай. К сожалению, многим детям, да и взрослым приходится терпеть незаслуженные обиды из-за личностных особенностей. Не каждому от природы дан мощный голос, абсолютный слух, чувство ритма, усидчивость. Возможно, мама этой девочки изначально неправильно задала ориентиры ее развитию. Ей хотелось, чтобы дочка научилась петь, так как она сама когда-то хотела стать певицей, но у нее не было таких возможностей или наоборот, кто-то из родственников выступал на сцене, и ей хотелось, чтобы дочь пошла по его стопам. Активности в преодолении трудностей оказалось недостаточно (девочка ведь регулярно занималась). Мама могла не учитывать истинные склонности, интересы и предрасположенности девочки. Может быть, она с детства много требовала от дочери, за каждую оплошность ее ругала, «мол, не скажи ничего лишнего, лучше помолчи, говори тише, не говори, когда тебя не спрашивают». Но у привычки сдерживать голос, говорить тихо есть и свой минус. Она ни в какой мере не способствует вокальному развитию. А если ребенок, напротив, с детства привык говорить громко, то, скорее всего и петь он будет лучше. Это нам уже давно доказали итальянцы, которые славятся сильным вокалом. Между прочим, невероятно шумная нация, где детей так сильно не ограничивают. По словам психолога Ольги Орел сравнения со стороны педагога при всей группе в любом случае не эффективны. Они скорее демотивируют девочку, тем более что причина ее неудачи до конца неизвестна.


Возможно, маме не хватило внутренних ресурсов услышать ребёнка, увидеть его чувства и переживания, обратить внимание не только не результат, но и на то, что ребёнок старается, прикладывает усилия. Такую модель поведения часто можно увидеть и между родителями и детьми, и между взрослыми людьми - близкими и не очень. Ожидать от человека, что он будет соответствовать нашим ожиданиям. Ждать от другого, что он будет делать так, как нам бы хотелось, а не видеть его настоящего, живого, с его переживаниями, потребностями, такого, какой он есть сейчас. При этом мама и сама может понимать, что её реакция в адрес дочери была несправедлива, может начать испытывать чувство вины, или стараться "вытеснить" это неприятное чувство, как бы ни замечать его. Подобная ситуация не должна являться препятствием к открытому общению и выражению чувств между мамой и дочерью. То есть, чтобы мама могла сказать дочери, например, что ей жаль, что она выразила своё недовольство так резко, что она сильно расстроилась из-за того, что у дочери что-то не получается, и не смогла в тот момент её поддержать. И вместе придумать, что можно делать в такой ситуации, когда руководитель хора отзывается негативно в адрес дочери. Важно, чтобы ребёнок чувствовал и понимал, что несмотря на то, что у него что-то не получается, он ценен сам по себе.


Педагог тоже была неправа, что сравнивала ребенка с другими. Важно сравнивать ребёнка не с другими детьми, а с самим собой в прошлом. Это даёт опору и веру в собственные силы. Сравнение с другими, особенно эмоционально окрашенное, может отрицательно сказаться на образе «я». В данной ситуации оно может порождать чувство беспомощности, и в дальнейшем у девочки может пропасть желание что-либо делать, так как всё равно результата нет, а её ругают. Или для неё желание кому-то понравиться, заслужить похвалу и одобрение, которых так не хватало в детстве, станет сверхценностью, потребностью, которая будет порождать массу неприятных переживаний и страданий во взрослом возрасте. Необходимо уметь видеть и ценить те усилия, которые совершает человек, чтобы он смог что-то сделать лучше.


Ольга Введенская

Музыка – хорошо, а гармония с самим собой – лучше! Музыка, Гармония, Музыкальная школа, Школа