Мозг учит языки с помощью старой памяти
Человеческий язык – система настолько сложная, что кажется вполне естественным, чтобы для выучивания языков в человеческом мозге и психике существовали специальные выделенные зоны и модули. И действительно, часто говорят, что мозг учит языки с помощью особых нервных центров, которые больше ничем не заняты.
Однако, как пишут в PNAS (Proceedings of the National Academy of Scienses of the USA) исследователи из Кентского Государственного Университета, Университета Дикина и Университета Джорджтауна, на деле в обучении языку задействованы достаточно старые системы памяти. Филип Хэмрик (Phillip Hamrick) и его коллеги проанализировали шестнадцать научных работ, посвященных обучению языкам и тому, как это обучение связано с такими формами памяти, как декларативная (или эксплицитная) память и процедурная память.
Процедурная память – это память на действия, она хранит моторные навыки, различные рефлексы и т. д. Эволюционно она возникла раньше, и работает она в автоматическом режиме. Когда мы садимся на велосипед и начинаем крутить педали, или когда открываем водопроводный кран на кухне, мы используем именно процедурную память.
С грамматикой все оказалось по-другому. У детей, которые учатся родному языку, грамматические навыки зависят от процедурной памяти. Иными словами, умение ездить на велосипеде и умение правильно составлять предложения зависят от одной и той же системы в мозге. У взрослых людей, которые учат иностранный язык, успехи в грамматике поначалу зависят от декларативной памяти (которая работает в «сознательном» режиме), но потом, по мере усвоения иностранного, грамматика у взрослых тоже переходит к процедурной памяти (которая работает автоматически, без участия сознания). (прим.: Всё-таки уникальная штука - мозг!)
(Кирилл Стасевич, Наука и жизнь, 2018)©