Мошенники собирают деньги под видом благотворительного фонда
В Кемерове появились «волонтёры», одетые в униформу благотворительного фонда «Кто, если не мы». Молодые люди собирают наличные деньги якобы на лечение больных детей.
Фото и текст: "Абажур"
На жилетках волонтёров указаны регистрационные данные фонда, но принадлежат они, согласно Единому госреестру юридических лиц, совсем другой организации: саратовскому фонду «Общие дети». Возглавляет организацию Фёдор Сергеевич Попов. Единственный разрешённый вид деятельности – «Денежное посредничество».
Связаться с руководством саратовского фонда нам не удалось. Зато в Воронеже существует другой благотворительный фонд «Общие дети», который действительно собирает средства на лечение больных детей, детально об этом отчитывается, и немало пострадал от своих саратовских «коллег»:
- У нас постоянно спрашивают, собираем ли мы деньги на улицах. У нас репутация за шесть лет сложилась, нам верят. И не хотелось бы ее портить, - пояснили в руководстве ВОБОО «Общие Дети».
Благотворительный фонд «Кто если не мы» действительно существует в России. Но действует он в городе Ставрополь, и зарегистрирован под другими регистрационными данными.
Президенту ставропольского фонда Максиму Алексеевичу Малюшенко дозвониться оказалось несложно. Тот оказался в замешательстве:
- Где? В Кемерове? Я, честно говоря, в шоке… Да, мы собираем деньги у себя в городе. У нас работают три волонтёра, соблюдаются все положенные законом формальности. Мы даже за пределы Ставрополя не выезжаем.
Не так давно лже-волонтёры были замечены в Тюмени и в Томске. Томские благотворительные фонды обратились в полицию, и липовые благотворители исчезли с улиц города.
Тюменские журналисты обнаружили фонд «Общие дети» в кабинете без мебели одного из деловых центров. Волонтёром туда может устроиться любой желающий – ему выдаётся пятилитровая пластиковая бутыль для сбора пожертвований. 20% от суммы получает «волонтёр».
Как саратовский фонд очутился в Тюмени, никто пояснить не смог. По номеру, указанному на коробках для пожертвований, никому из журналистов за полгода – с Тюмени до Кемерова – дозвониться не удалось.
У фонда нет расчётного счёта, и по всем прочим характеристикам – в том числе по маскировке под другие фонды, отсутствию открытой отчётности в Интернете, сбору средств без заключения договоров, идеально подходит под описание жуликов от благотворительности.
Один из учредителей солидного кемеровского благотворительного фонда «Счастье детям» Максим Шипачёв:
- Благотворители, конечно, собирают деньги на улицах, и в социальных сетях, и вообще где угодно. Но чаще на улицах собирают деньги мошенники. Конкретно этим я бы денег не дал.
На вопрос о том, по каким критериям можно отличить аферистов от честных волонтёров, Максим Александрович отвечает:
- Только критическое отношение к происходящему. Хороший мошенник сможет сделать всё, чтобы выглядеть лучше настоящего благотворителя. Тут правило простое. Давать деньги тому, в ком уверен. В плане санитарии можно позвонить в полицию и попросить проверить товарищей.
На сайте фонда «Общие дети», преобразившегося в кемеровский «Кто если не мы» указана информация о двух больных детях. Других проектов у сайта нет. Регистрационные данные фонда соответствуют действительности, однако положенной по закону отчётности не существует.
Действуя в чужих городах под чужими именами, «волонтёры» совершают уголовное преступление. Редакция «Абажура» призывает граждан обращаться в полицию. а не передавать деньги мошенникам, порочащим любые благие начинания.
Помните: настоящий волонтёр фонда обязательно предоставит вам копии учредительных документов, а не сбежит при попытке расспросов, как это делают кемеровские жулики. Также счета физических лиц не могут фигурировать в документах фонда и его агитационных материалах. И благотворительные фонды всегда работают максимально открыто.
В мае 2017 года 206 крупнейших и наиболее авторитетных российских благотворительных фондов подписали декларацию о недопустимости сбора средств на улице, проезжей части и в общественном транспорте. Декларация, в частности, гласит:
Мы однозначно осуждаем практику сбора наличных денег от имени организации вне мест проведения организованных благотворительных мероприятий и вне стационарных ящиков для сбора наличных денег, опечатанных и вскрываемых в присутствии независимых контролеров.
Мы не будем применять такого рода технологии для сбора пожертвований.
Мы призываем общественность и частных жертвователей не вносить пожертвования наличными деньгами вне мест проведения организованных благотворительных мероприятий.
Мы призываем все честные организации присоединиться к этому документу.
Перед выпуском этой новости в редакцию позвонил взволнованный президент ставропольского фонда «Кто если не мы» Максим Малюшенко:
- Вы мне этой информацией просто как ножом по сердцу. У меня два магазина, я вложил в этот фонд собственные средства и свою душу, чтобы помогать детям. Многих горожан нашего и вашего города, жертвующих быть может последние деньги, просто оплёвывают, обманывают. И завтра, когда кто-то будет нуждаться в помощи, этот обманутый человек уже не протянет свою руку...