Моменты джаза. Часть 1, инструментальная.

Моменты джаза. Часть 1, инструментальная. Джаз, Бибоп и Рокстеди, Длиннопост, Первый пост, Музыканты, Плейлист

На Пикабу слабовато, к сожалению, представлена музыка, которая, наряду с блюзом, лежит в основе всей, в том числе и современной, эстрадной музыки. Я бы хотел составить небольшой плейлист джазовых хитов и стандартов в исполнении знаменитых музыкантов своего времени. Это ни в коем случае не хит-парад: ни песен, ни исполнителей. Охватить все значимые песни невозможно, так же как и уделить время всем музыкантам, исполнявшим их. Я просто выбрал несколько музыкантов и композиций и хочу ими поделится с вами. Так же я постарался написать по паре-тройке предложений о каждом исполнителе (в меру своих скудных, исключительно любительских, знаний, конечно).

Преимущественно здесь будут представлены духовики: саксофонисты и трубачи (из-за моих личных пристрастий). Но найдётся место и другим инструментам.

Отсортирован плейлист по времени: от наиболее раннего, ново-орлеанского джаза, до бибопа и авангарда. Так как репутации у меня примерно нисколько, то видео тут не будет, а будут только имена исполнителей и название песен.

Если вдруг пост наберёт сколько-нибудь плюсов, то я выложу вторую часть плейлиста, а потом можно будет перейти и на вокалистов.

Луи Армстронг - West And Blues

Моменты джаза. Часть 1, инструментальная. Джаз, Бибоп и Рокстеди, Длиннопост, Первый пост, Музыканты, Плейлист

Для большинства, Луи Армстронг представляется эдаким крайне позитивным дядькой, поющим лёгкие, очень доступные для любого слушателя, песни вроде "What a Wonderful World", "Hello Dolly" и "Let My People Go". На самом же деле этот небольшого роста паренёк, проведший детство в Новом Орлеане в качестве развозчика угля, в начале прошлого века начал творить историю джаза. Именно с его трубы началась новая эпоха в современной эстрадной музыке. И именно он является одним из двух гениев, которым, по мнению Майлза Дэвиса, джаз обязан всем. Примечательно, что сам Луи никогда не считал себя джазменом - он всегда был, по его словам, просто развлекателем.

Сидней Беше - Petite Fleur

Моменты джаза. Часть 1, инструментальная. Джаз, Бибоп и Рокстеди, Длиннопост, Первый пост, Музыканты, Плейлист

Сидней Беше, как и Луи Армстронг, да собственно как и весь джаз, вырос в Новом Орлеане. Он был из нового, молодого поколения музыкантов, которые начали искать себя в новой музыке и делать себе имя за пределами своего родного города. Будучи великолепным кларнетистом, он был одним из первых, кто начал исполнять джаз на сопрано-саксофоне. Он не принял новые веяния в музыке, начавшиеся в 40х годах и навсегда остался приверженцем традиционного, ново-ореланского джаза.

Дюк Эллингтон - In A Sentimental Mood

Моменты джаза. Часть 1, инструментальная. Джаз, Бибоп и Рокстеди, Длиннопост, Первый пост, Музыканты, Плейлист

"Дюк Эллингтон играет на фортепиано, но его истинный инструмент - его оркестр". Эта цитата очень точно характеризует одного из наиболее уважаемых и культовых музыкантов Америки. Он действительно рассматривал оркестр как цельный организм, он подбирал музыкантов в свой бенд, чтобы добиться того звучания, которое ему было нужно. Благодаря большой свободе, которую он предоставлял своими музыкантам, они могли творить вместе с ним настоящие шедевры. Оркестр Дюка Эллингтона был одним из немногих оркестров, которым удалось пережить потерю интереса публики к большим составам и пользоваться неизменным уважением, популярностью и авторитетом десятки и десятки лет. Оркестр Дюка Эллингтона за свою историю объездил весь мир и даже побывал в СССР - выступления тогда прошли с большим размахом и феноменальным успехом.

Коулмен Хокинс - Body And Soul

Моменты джаза. Часть 1, инструментальная. Джаз, Бибоп и Рокстеди, Длиннопост, Первый пост, Музыканты, Плейлист

Легендарный тенорист Хокинс был кумиром практически всех саксофонистов своего времени. Даже те, кто выбирали для себя альт-саксофон частенько равнялись именно на его бархатное звучание. Хокинс обожал cutting-contests, своеобразные соревнования, на которых музыканты должны были "срезать" друг друга в искусстве импровизации. Иногда, чтобы как-то совладать с Коулменом Хокинсом, объединяли свои силы сразу несколько музыкантов - тогда они имени возможность сменять друг-друга и набираться новых идей, пока неутомимый Хокинс "срезал" их одного за другим.

Лестер Янг - Jumping At The Woodside

Моменты джаза. Часть 1, инструментальная. Джаз, Бибоп и Рокстеди, Длиннопост, Первый пост, Музыканты, Плейлист

Лестер "Pres" Янг по праву носил своё прозвище - Президент. Он был невероятно статным саксофонистом, очень импозантным с легко узнаваемым стилем как в музыке, так и в манере вести себя на сцене. Вместе с другом - легендарным саксофонистом Беном Уэбстером - они вместе росли в Канзас-Сити, одном из самых музыкальных городов Америки 30-х годов прошлого века, где их, на задворках многочисленных ночных клубов, слушал ещё совсем молодой Чарли Паркер.

Бен Уэбстер - My Funny Valentine

Моменты джаза. Часть 1, инструментальная. Джаз, Бибоп и Рокстеди, Длиннопост, Первый пост, Музыканты, Плейлист

Уэбстер был саксофонистом с фантастическим звуком. Его феноменальное владение субтоном делало его музыку невероятно интимной, обволакивающей и мягкой, что в сочетание с его цветастой техникой исполнения навсегда ввело его в пантеон джазовых мастеров самого высокого порядка. Но насколько приятной была его музыка, настолько неприятным мог быть он сам. О его скверном характере ходили легенды. Даже Дюк Эллингтон, известный своими крайне либеральными взглядами по отношению к своим музыкантам, не смог его долго терпеть в своём биг-бэнде. Однажды, по словам самого Бена, он разъярился настолько, что отправил в нокаут чемпиона мира по боксу.

Диззи Гиллеспи - Night In Tunisia

Моменты джаза. Часть 1, инструментальная. Джаз, Бибоп и Рокстеди, Длиннопост, Первый пост, Музыканты, Плейлист

С приходом в джаз Диззи повеяли ветра перемен. Диззи был одним из первых, кто начал разрабатывать новую, невиданную доселе музыку. Конечно, у него не было цели именно придумать какой-то новый жанр, он просто хотел выйти из-под влияния Роя Элдриджа, под которым тогда находились практически все трубачи, и пойти своим путём. Он хотел прорваться через твердолобость и недружелюбность музыкантов старой школы и начать играть свою музыку. В конечно счёте у него это получилось. Его музыка обрела невиданную популярность. Огромная заслуга новой музыки была ещё и в том, что она сплотила музыкантов: они перестали прятать свои партии и стали постоянно обмениваться идеями и помогать в развитии друг другу. Именно Диззи сделал наибольший вклад в популяризацию новой, модернистской музыки, терпеливо объясняя неофитам все её тонкости.

Телониус Монк - 'Round Midnight

Моменты джаза. Часть 1, инструментальная. Джаз, Бибоп и Рокстеди, Длиннопост, Первый пост, Музыканты, Плейлист

Необычность и экстравагантность имени Телониуса Монка полностью соответствует образу жизни, который он вёл и его отношению к музыке: во время выступлений он мог на полчаса уйти за барную стойку и слушать музыку уже как зритель, предоставив своим музыкантам справляться без него, а во время долгого турне по Европе он мог вообще не общаться с некоторыми музыкантами. Музыку он воспринимал как средство для самовыражения - в отличии от большинства своих коллег он был из обеспеченной семьи и ему не было нужды зарабатывать на жизнь музыкой - он играл только когда хотел, с кем хотел и исключительно то, что он хотел. Он обладал необычной техникой игры на фортепиано, хотя некоторые современники попросту заявляли, что у него вообще нет никакой техники: при игре он не сгибал пальцы, что придавало музыке уникальное звучание и было крайне необычно для своего времени. Наряду с Диззи Гиллеспи, Чарли Паркером, Кенни Кларком, Максом Роучен и другими он был пионером новой музыки - бибопа.

Чарли Паркер - Ornithology

Моменты джаза. Часть 1, инструментальная. Джаз, Бибоп и Рокстеди, Длиннопост, Первый пост, Музыканты, Плейлист

В 16 лет Чарли 'Bird' Паркер прошёл через публичное унижение от лучшего ударника Канзас Сити Джо Джонса (тот самый эпизод, который был освещён в фильме Whiplash, когда Джо из-за неумелой игры Паркера в знак протеста кинул ему под ноги тарелки). Но уже через полгода, пережив перелом позвоночника, Чарли Паркер играл на одной сцене со своими кумиром Лестером Янгом и играл, надо заметить, на равных, а его техника уже тогда была феноменальна.

Паркер был гением. В отличии от Диззи Геллеспи он не отличался особым трудолюбием, регулярно нарушал дисциплину и клал большой болт на любые репетиции. Вся его музыка, все его открытия и инновации, казалось, были абсолютно естественны, они не проходили через долгие поиски и ошибки. Тем не менее, музыкально они были очень близки, иногда ни  Бёрд, ни Диззи не могли с полной уверенностью сказать от кого исходила та или иная идея - насколько похоже они мыслили. Хотя по жизни они были практически полной противоположностью друг друга.

Однажды, сидя в закусочной, он понял, что же не давало ему покоя, что мешало ему окончательно выразить свои мысли в своей музыке. Он встал, взошёл на сцену, взял саксофон и начал играть Cherokee, согласно своей новой задумке. С этого момента началась новая эра джаза.