Многообразие реальности
Звезда моей жизни — это звезда Ивана-дурака. Все, что я делала заканчивалось неудачей, провалом, зряшной тратой времени, сил и жизни.
Вы когда-нибудь ездили в Париж на ритуальном автобусе за 175 долларов? Зимой на новый год с выключенным отоплением?
А видели корриду в Барселоне? Последнюю корриду. Одну из последних.
Вас сбивала газель вместе с забором?
А иногда казалось — вот она удача, еще чуть, еще немного…
Но все по порядку.
Когда я была маленькой, я хотела стать балериной. Ходила в школу балетную при заводском дк. Маленькие пуанты. Это было так трогательно. Так мило. Но однажды, возвращаясь из студии с занятий, я чуть не попала под поезд. Не услышала, как поезд гудел мне, пытаясь сбить меня прямо в лоб. Я шла по желдору в полной отключке, видимо мечтая о большом театре. Он гудел мне и несся прям на меня. Женщина сбила меня с путей в последний момент. Спасла меня. Так что моя жизнь была подарена мне дважды.
По порядку, видимо не стоит. Стремление все систематизировать и объяснить — не связано ли это с паранойей? Знать себя, не включает ли в том числе осознанность своего бреда? Некоторые вещи, что кажутся нам само собой разумеющимися, всего лишь плоды ограниченности человеческого мышления…
Мысль по неведомым законам воображения ускользает от простого анализа логической интуиции.
Знаю ли я себя? Не знаю…
Эксперты Drouot работали в Москве по приглашению русских искусствоведов. Хотели устроить аукцион в Москве. Я увидела это объявление в газете. Приглашались художники и владельцы антикварных картин. Экспертиза шла во МХАТе. Я взяла свои небольшие гиперреалистичные натюрморты. Француз забегал, увидев мои холсты. Он все уточнял — а точно ли я могу эти картины вывезти? Пьер дал мне визитку. Я пришла домой счастливой. Меня пригласили в парижский аукцион DROUOT.
Я нашла тур. 175 долларов. Это был видимо один из первых. Поезд до Чопа, потом автобус. На обратном пути словаки праздновали отделения от чехов.
Все мои картины в Париже были проданы. Но деньги я забрать не могла. Русская… Объяснили они мне. А у вас есть счет в нашем банке?
Барселона, Фигерас, Порт Льигат, Пуболь. Я была влюблена в Сальвадора Дали.
Обошла все галереи Барселоны. И Да! Мне предложили выставку. Тут я уже нашла себе юридического представителя. Каталонский парень, владелец страховой фирмы. Я была горда, что в этот раз я все предусмотрела.
Но нет…
Мой юридический представитель, не дожидаясь срока моей выставки, забрал мои картины из галереи и продал их знакомым.
Когда-то Лев Толстой писал "Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться, и лишаться. А спокойствие — это душевная подлость" (письмо Толстого. 20 октября 1857год)
Принцесса Диана
Серия картин о принцессе Диане писалась мною почти год. В сентябре я закончила первую картину — "Жизнь" и отправила фотографии в Букингемский дворец и принцу Эдварду. Мне показалось тогда, что его жена очень сильно похожа на погибшую принцессу, и что он был влюблен в леди Ди, раз сделал такой выбор. Ответа пришел. От Эдварда. Два слова. "Спасибо за информацию. Было интересно".
Я продолжила писать картины о принцессе Диане. Отсутствие реакции не могло меня остановить. Слишком долго жизнь и события в жизни очаровательной и сказочной принцессы занимали мой ум. Я перевела ее знаменитое интервью, прочла все, что было тогда написано о трагической смерти Дианы. Ещё ранее я прочла книгу Анны Пастернак "Любовь принцессы".
Да что говорить! Жизнь Дианы приковывала внимание многих людей. Я была в их числе. Это была сказка о Золушке с продолжением. И хотя события брака принца Чарльза и Дианы были невеселы, трагический конец поразил меня.
"Две истины" — вторая картина в серии, — наиболее драматична. Голова Доди аль Файеда, погибшего в автомобильной аварии вместе с принцессой Дианой иконографически представлена как голова Иоанна Крестителя. В современном мире действующих лиц появляются два Иисуса Христа, обсуждающих эту проблему со свойственной библии двойственностью. Один говорит, что она грешна. Второй предлагает бросить камень тому, кто сам без греха.
Пурпурный цвет бархатной драпировки постоянно напоминает о королевской власти и крови, усиливая драматизм сюжета и напряженность интриги. Серия работ о принцессе Диане, включившая в себя 7 полотен, — это политический и психологический анализ происходивших на наших глазах событий. Если Леонардо да Винчи сравнивал науку с живописью, то в этом цикле я от картины к картине вела расследование, или исследование, хотя в том, что гибель принцессы имеет криминальный характер мне было ясно с самого начала, — я вела исследование механизмов и скрытых пружин недавней истории.
Трагизм достигает своей кульминации в третьей картине — "Смерть". Гигантский паук обхватил знаменитую тиару принцессы Дианы с уже утраченными жемчужинами.
Чем больше я больше я размышляла о жизни и смерти леди Ди, тем больше было замыслов. Мне казалось, что я еще не всё сказала об этой женщине, о ее жизни смерти. Заканчивая следующую картину я рассылала фотографии по галереям.
Выслала я фотографии и в Харродс, — принадлежащий отцу погибшего в аварии друга и жениха принцессы Дианы Мохаммеду аль Файеду. Его секретарь ответил мне, что вряд ли это будет интересно хозяину. К концу мая 1999 года я закончила последнюю картину этого цикла. И меня отпустило. Я уже приготовилась сложить эти картины в дальний угол, но в последний момент решила отправить фотографии работ в английскую прессу. И тут мне начали звонить. Я растерялась. Английский я знала плохо, Могла лишь кое-что объяснить на пальцах. Но этого хватило. Они лишь спрашивали — Вы реально сущетсвуете? Да? Вы реально живете в Москве? Да? А что вы думаете о причинах смерти? Я отвечала как смогла, что полностью поддерживаю теорию заговора. Что принцесса Диана уже была не нужна монархии и лишь портила имидж королевской семьи. Это убийство, сказала я тогда. — И как всякое убийство на высшем уровне, оно никогда не будет иметь преступника на скамье подсудимых. Все ясно, но раскрыто не будет. Имена заказчиков не будут названы, хотя у всех они в головах. Мне звонили из таймза, миррора и телеграфа. Спустя некоторое время позвонил секретарь Мохаммеда аль Файеда. Он торговался. Предложил выставку. Я согласилась, уступив в цене. Курьер Федерал Экспресс забрал картины.
Выставка так и не состоялась. И, видимо, пока жива английская монархия, вряд ли полотна, иллюстрирующие теорию заговора, увидят зрителей.
Серия "бог"
Возможно, что картины этой серии кому-то покажутся необычными. Не совсем, как говорится, в традиции. Люди любят закрывать окна и двери от всего нового. Но это кладбище.
Мы учим слова и мысли. Мы показываем свою образованность, цитируя чужие мысли. А "учить надо не мыслям, а мыслить" (Иммануил Кант).
Мне хотелось осмыслить свои верования, свои устремления и позиции. Мне виделось, что каждый человек, рожденный для страданий и испытаний, рожденный обычной женщиной, становится в какой-то степени богом. Я хотела переоценить сама и мир, и события в нём. Человека в этом мире. Свою позицию.
Я чувствовала, что требуется смена парадигмы. Мне хотелось изобразить мой first person experience.
Рождение бога — где терновый венец это система правил и ограничений социума. Мы рождаемся и умираем, но не знаем, стали ли мы людьми, или всего лишь куры со сложной эмоциональной жизнью.
Практика образования, в которой приветствуется запоминание, а не понимание того что происходит, ведет к дезориентации в мире.
Поклоняемся богам. Их так много. И в конечном счете мы молимся сами себе. Всегда быть наблюдателем, а не участником — вот в чем страдание. Мы не участвуем в собственной жизни, мы плывем по течению, отдаваясь ложным ценностям.
Человек не только ничего не имеет. Он не является ничем большим чем его Я.
Ускорилось разрушение древних ценностей. Разница между социальными слоями сглаживается.
Так я пришла к метамодренизму. У метамодернизма нет цели. Он движется ради самого движения. Бесконечные поиски истины. Сомнение во всех позициях. Нет веры, нет правды, постоянные поиски и сомнения.
Разве это не высшая форма аристократизма, позиция высочайшей элегантности? Постоянно находиться в движении… пафос предельного изнеможения…
Человек у столба своих противоречий больше уже не жертвующий собой. Опустошенный…
Новая искренность — постирония.
Мне близок метамодерн. Мне понятно неясная расплывчатость когнитивной модели. Встать над рамками, раскачиваться между противоположностями и использовать их.
Хочется выйти из своего Эго и пройти реинкарнацию. Как это сделать? Как обновить мышление?
Требуется мощный удар по нашему существу для включения работы мозга. (Флоренский)
Логическое описание мира часто становится препятствием для получения новых знаний. Мозг — не сумма нейронов. Есть ещё опыт. Восприятие — активное извлечение знаний.
И тут искусство- приобретает иное качество. Качество помощника познания мира. Искусство отвечает на еще не заданные вопросы.
Послесловие
Концепция работы художника должна вытекать из событий его жизни, его опыта преодоления пространства и времени. Каждый холст впитывает в себя размышления, раздумья, мечты, и образовательные фрагменты мозговых процессов художника. Воспоминания детства, любовь, несбывшиеся надежды и рухнувшие планы, — все выплескивается в конфигурации красочных образов. И неважно какие в данный момент у художник техника или стиль. Главное — выразить состояние своего мозга, чем бы он ни был в данный момент наполнен. Художник часть этого мира, и все его образы имеют право на существование, потому что вреда они точно не принесут.
