Мнение о фильме "Фантастическая четверка" со спойлерами
Рид Ричардс - школьник, мечтающий о том, как однажды он построит телепортатор и станет первым в мире человеком, прошедшим через него. Его лучший друг Бен Гримм - сын владельцев свалки металлолома, помогает ему собрать прототип. Можно было бы ожидать, что Рид или Бен окажутся изгоями и нердами, но нет - над ними достаточно добродушно посмеиваются, никто их не унижает, не бьет. В семьях, правда, нет понимания (там насилие, в общем, присутствует), но про семьи герои быстро забудут. Не будет никаких попыток наладить отношения, доказать что-то недалеким родственникам. Вообще отношения между персонажами развиваться никак не будут - разве что в момент, когда сценаристу захочется вставить какой-нибудь нравоучительный диаложик.
Прошло несколько лет. Парни уже в старших классах: Рид (Майлз Теллер) и Бен (Джейми Белл), прототип доведен до ума. На школьной выставке их замечает доктор Франклин Шторм с приемной дочерью Сью (Кейт Мара) и приглашает к себе в лабораторию - он бьется над схожей задачей, но если парни научились возвращать телепортируемый предмет из четвертого измерения, доктору это пока не удалось.
Итак, Рид переезжает и, пофлиртовав с не заинтересованной ни в каких отношениях Сью, берется за работу, а Бен по какой-то причине остается у себя. Сью слушает Portishead и изучает алгоритмы. Доктор Шторм пополняет команду молодых ученых хакером Виктором и вынуждает своего непутевого сына-стритрейсера Джонни помогать, конфисковав автомобиль. Итак, в команде четыре человека - юный физик Рид, девушка-математик Сью - создает скафандры для телепортации, стритрейсер Джонни - он мастер и сварщик, и хакер Виктор.
К сороковой минуте четверка собирает изобретение и проводит успешные испытания на обезьяне. Омерзительный начальник Аллен (Тим Блейк Нельсон), потирая руки, уже планирует привлечь НАСА и военных. Молодые люди решают выпить, а выпив - решают, что вся слава достанется не им, а будущему пилоту: мол, никто не знает разработчиков "Аполлона-11", а Армстронга и Олдрина знают все. Давайте-ка, рассуждают они, быстренько телепортируемся туда и обратно, и станем первыми.
Тут надо заметить, что устройство телепортирует не из одного портала в другой, как в какой-нибудь "Мухе", а просто непонятно куда. Вот вообще неясно, в какую точку пространства, в какую эпоху - просто непонятно куда! На какую-то безжизненную "планету".
Рид вызывает со свалки старого друга Бена. Четверо парней решили быть первыми непонятно где. Про соратницу, которая сделала не меньше остальных, они благополучно забывают. Парни забираются в кабинки и улетают. На далекой планете все безжизненно, но, если в грунт воткнуть флаг, или наступить ногой - появляются трещины, и оттуда ползет непонятная зеленая энергия. Впрочем, когда в скалу втыкают крюк, ничего такого не происходит. Ребята решают быстренько добежать до дальней точки, в которой энергия собирается в виде этакого энергетического озерца. Тут все начинает рушиться, и хакера Виктора начинает засасывать в потоки энергии. Рид, Джонни и Бен бросают его и бегут прочь. Тем временем в лаборатории Сью работает за компьютером, и у нее во весь экран возникает сообщение, что кто-то пользуется телепортатором (у коллег, работающих на соседних компьютерах, тишина). Сью бежит в лабораторию и помогает оставшимся в живых троим парням телепортироваться обратно. В этот момент происходит взрыв.
В ходе взрыва герои под воздействием зеленой энергии претерпевают транформации. Риду зажало ноги балкой - и его конечности обретают способность вытягиваться, он весь теперь, будто резиновый. Джонни оказался в огне - и обретает способность превращаться в факел (а чуть позже, как выяснится, еще и летать). Бена завалило камнями - и он теперь весь как будто каменный. И, хотя Сью никуда не телепортировалась, она почему-то тоже обретает сверхспособность: становиться невидимой и формировать энергетические поля. Их вывозят на секретную военную базу, они там приходят в сознание и мучаются, а потом Рид сбегает.
Прошел, кажется, год. Сью, Джонни и Бен сотрудничают с военными - их превратили в секретное оружие. Сью поручают найти сбежавшего Рида. Она включает музыку и быстренько вычисляет его по следам в интернете - она же у нас знаток алгоритмов, блин. Военные год не могли это сделать, а она вот запросто. На поимку Рида отправляется спецназ и Бен. Рид раскидывает спецназ, а Бен просто ударяет его своей каменной головой и, вырубив, доставляет на базу. Рид сразу же соглашается сотрудничать, и мерзкий начальник Аллен тотчас допускает его к компьютеру, контролирующему телепортатор.
Понимаете, да? Вот только что Рид год где-то скрывался, никто толком не знает, что он может, с ним вообще никто ничего не обсуждает - а он, как в том анекдоте про онаниста: ииииииииииии раз! - и снова в команде. Рады тебя видеть, Рид. Ты кинул всех уже трижды, но мы любим тебя и не замечаем твоих омерзительных поступков.
Четверка отправляется на пресловутую непонятную планету. Там героев уже ждет хакер Виктор - он, оказывается, выжил и тоже обрел суперспособности. Но скафандр на нем расплавился, поэтому он теперь выглядит, как человек, которого облили расплавленной пластмассой. Непонятно, чем он питался целый год на необитаемой планете - видимо, энергией. Еще более непонятно, из каких материалов он сделал себе плащ и капюшон. Виктора доставляют на базу.
Виктор приходит в себя и начинает воздействовать на всех своей энергией - убивает мерзкого начальника Аллена, убивает кучу солдат, убивает даже доктора Шторма. Не получается убить только главных героев. Затем он телепортируется обратно на непонятную планету и создает гигантскую черную дыру, в которую должно засосать всю нашу Землю. Четверка телепортируется вслед за ним. На непонятной планете происходит битва. Светятся энергетические лучи, летают камни, летают персонажи. Тут выясняется, что у Виктора были какие-то планы насчет Сью, но, к счастью, всё взрывается прежде, чем он бы начал воплощать их в жизнь. Виктор побежден, герои победили. Через дырку в небе (почему в небе дырка? до сих пор все телепортации происходили сугубо в лаборатории) они телепортируются обратно на Землю. На месте базы зияет огромный кратер. Мне показалось, что база изначально находилась где-то в горах, но в финале получается, что она была недалеко от оживленной автомагистрали, тоже разрушенной во время битвы бессмысленных придурков с их разозлившимся бывшим товарищем.
Итого, что мы имеем?
Главный герой по ходу истории кидает сначала лучшего друга - даже не пытается его уговорить пойти работать в лабораторию вместе. Затем вместе с тремя новыми друзьями кидает соратницу - парни решают провести первую в истории телепортацию человека без ее участия, хотя ее роль ничуть не менее важна, чем их - на ее место зовут Бена, не принимавшего участия в строительстве большого телепортатора (а он тотчас прибегает). Наконец, телепортировавшись, они кидают одного из группы. И только этот кинутый оказывается единственным из всех персонажей фильма, кто предъявляет по этому поводу хоть какие-то претензии - и то, не сразу. Остальные просто не замечают гнусного поведения соратников.
Телепортация, которой уделено столько времени в сюжете, вообще не играет никакой серьезной роли. Она нужна только для того, чтобы герои а) обрели сверхспособности и б) подрались где-то в фантастическом антураже. Сорок долбаных минут герои подоготавливают укус Питера Паркера пауком-мутантом. И если бы эти сорок минут экспозиции и развития отношений хоть как-то сыграли во второй половине - так нет же! Во второй половине герои работают так, будто всю первую половину не вели себя по отношению друг к другу, как сволочи.
Нет особого смысла не только в телепортации. Смысла нет ни в чем вообще. Акцентировали, акцентировали внимание на любви Сью к музыке - и что? Виктор - хакер. Но программирует в ключевой момент не он, а Рид.
Цель главного героя: изобрести телепортатор. Реализована незадолго до середины фильма. Каких-либо внутренних проблем, внутренних мотиваций, вопросов я у него не заметил. Никаких целей нет у Сью и Виктора. Вру: у Сью есть привычка слушать музыку. Впрочем, музыка, которую она слушает, в саундтрек не вошла. Что хотели сказать авторы, акцентируя внимание на ее пристрастии к музыке - непонятно (сравним со "Стражами галактики", где герои что слушают, то и звучит). У Джонни цель появляется - поработать в лаборатории, чтобы получить назад свою машину. Неожиданно обретенной сверхспособности он оказывается рад (еще бы - раньше гонял по земле - теперь летает по воздуху). У Виктора цель появляется лишь постольку, поскольку герои снова решили телепортироваться на непонятную планету. Не прилетели бы - ничего бы и не было, потому что где находится по отношению к Земле эта планета - неизвестно. Моральных угрызений нет ни у кого. Совести нет ни у кого. Внезапно в кульминации Рид выпаливает "Это наше предназначение!" и бросается в атаку, а вместе с ним и остальные персонажи. Я неоднократно писал, что меня тошнит от историй о том, как герои находят свое предназначение - гораздо интереснее, как знающие свое предназначение герои добиваются поставленных целей. Но здесь герои добились целей на сороковой минуте фильма. Не были бы идиотами - все было бы хорошо. К сожалению, они остаются идиотами и в конце картины.
Вот Бен. Был Джейми Белл, стал куча каменного говна. Переживает, бедняга. Не из-за чего-то - у него же не было ни целей, ни мотиваций. Просто грустит. Не было девушки, которая бы отказалась с ним встречаться. Не было любимой или любящей семьи. Классный персонаж. Не было в нем ничего интересного - а теперь страдает.
В первой половине фильма не покидает ощущение, что лаборатория расположена в паре кварталов от офиса Оскорп, и что где-то неподалеку сейчас как раз Питер Паркер пришел туда на экскурсию, чтобы его укусил паук. В середине Рид прячется от властей ну точно, как Эдвард Нортон в "Халке" 2008 года. Во второй половине вспомнилось, как в "Торе-2" герои летали через порталы на заброшенную планету. В финале не мог отделаться от ощущ
Прошло несколько лет. Парни уже в старших классах: Рид (Майлз Теллер) и Бен (Джейми Белл), прототип доведен до ума. На школьной выставке их замечает доктор Франклин Шторм с приемной дочерью Сью (Кейт Мара) и приглашает к себе в лабораторию - он бьется над схожей задачей, но если парни научились возвращать телепортируемый предмет из четвертого измерения, доктору это пока не удалось.
Итак, Рид переезжает и, пофлиртовав с не заинтересованной ни в каких отношениях Сью, берется за работу, а Бен по какой-то причине остается у себя. Сью слушает Portishead и изучает алгоритмы. Доктор Шторм пополняет команду молодых ученых хакером Виктором и вынуждает своего непутевого сына-стритрейсера Джонни помогать, конфисковав автомобиль. Итак, в команде четыре человека - юный физик Рид, девушка-математик Сью - создает скафандры для телепортации, стритрейсер Джонни - он мастер и сварщик, и хакер Виктор.
К сороковой минуте четверка собирает изобретение и проводит успешные испытания на обезьяне. Омерзительный начальник Аллен (Тим Блейк Нельсон), потирая руки, уже планирует привлечь НАСА и военных. Молодые люди решают выпить, а выпив - решают, что вся слава достанется не им, а будущему пилоту: мол, никто не знает разработчиков "Аполлона-11", а Армстронга и Олдрина знают все. Давайте-ка, рассуждают они, быстренько телепортируемся туда и обратно, и станем первыми.
Тут надо заметить, что устройство телепортирует не из одного портала в другой, как в какой-нибудь "Мухе", а просто непонятно куда. Вот вообще неясно, в какую точку пространства, в какую эпоху - просто непонятно куда! На какую-то безжизненную "планету".
Рид вызывает со свалки старого друга Бена. Четверо парней решили быть первыми непонятно где. Про соратницу, которая сделала не меньше остальных, они благополучно забывают. Парни забираются в кабинки и улетают. На далекой планете все безжизненно, но, если в грунт воткнуть флаг, или наступить ногой - появляются трещины, и оттуда ползет непонятная зеленая энергия. Впрочем, когда в скалу втыкают крюк, ничего такого не происходит. Ребята решают быстренько добежать до дальней точки, в которой энергия собирается в виде этакого энергетического озерца. Тут все начинает рушиться, и хакера Виктора начинает засасывать в потоки энергии. Рид, Джонни и Бен бросают его и бегут прочь. Тем временем в лаборатории Сью работает за компьютером, и у нее во весь экран возникает сообщение, что кто-то пользуется телепортатором (у коллег, работающих на соседних компьютерах, тишина). Сью бежит в лабораторию и помогает оставшимся в живых троим парням телепортироваться обратно. В этот момент происходит взрыв.
В ходе взрыва герои под воздействием зеленой энергии претерпевают транформации. Риду зажало ноги балкой - и его конечности обретают способность вытягиваться, он весь теперь, будто резиновый. Джонни оказался в огне - и обретает способность превращаться в факел (а чуть позже, как выяснится, еще и летать). Бена завалило камнями - и он теперь весь как будто каменный. И, хотя Сью никуда не телепортировалась, она почему-то тоже обретает сверхспособность: становиться невидимой и формировать энергетические поля. Их вывозят на секретную военную базу, они там приходят в сознание и мучаются, а потом Рид сбегает.
Прошел, кажется, год. Сью, Джонни и Бен сотрудничают с военными - их превратили в секретное оружие. Сью поручают найти сбежавшего Рида. Она включает музыку и быстренько вычисляет его по следам в интернете - она же у нас знаток алгоритмов, блин. Военные год не могли это сделать, а она вот запросто. На поимку Рида отправляется спецназ и Бен. Рид раскидывает спецназ, а Бен просто ударяет его своей каменной головой и, вырубив, доставляет на базу. Рид сразу же соглашается сотрудничать, и мерзкий начальник Аллен тотчас допускает его к компьютеру, контролирующему телепортатор.
Понимаете, да? Вот только что Рид год где-то скрывался, никто толком не знает, что он может, с ним вообще никто ничего не обсуждает - а он, как в том анекдоте про онаниста: ииииииииииии раз! - и снова в команде. Рады тебя видеть, Рид. Ты кинул всех уже трижды, но мы любим тебя и не замечаем твоих омерзительных поступков.
Четверка отправляется на пресловутую непонятную планету. Там героев уже ждет хакер Виктор - он, оказывается, выжил и тоже обрел суперспособности. Но скафандр на нем расплавился, поэтому он теперь выглядит, как человек, которого облили расплавленной пластмассой. Непонятно, чем он питался целый год на необитаемой планете - видимо, энергией. Еще более непонятно, из каких материалов он сделал себе плащ и капюшон. Виктора доставляют на базу.
Виктор приходит в себя и начинает воздействовать на всех своей энергией - убивает мерзкого начальника Аллена, убивает кучу солдат, убивает даже доктора Шторма. Не получается убить только главных героев. Затем он телепортируется обратно на непонятную планету и создает гигантскую черную дыру, в которую должно засосать всю нашу Землю. Четверка телепортируется вслед за ним. На непонятной планете происходит битва. Светятся энергетические лучи, летают камни, летают персонажи. Тут выясняется, что у Виктора были какие-то планы насчет Сью, но, к счастью, всё взрывается прежде, чем он бы начал воплощать их в жизнь. Виктор побежден, герои победили. Через дырку в небе (почему в небе дырка? до сих пор все телепортации происходили сугубо в лаборатории) они телепортируются обратно на Землю. На месте базы зияет огромный кратер. Мне показалось, что база изначально находилась где-то в горах, но в финале получается, что она была недалеко от оживленной автомагистрали, тоже разрушенной во время битвы бессмысленных придурков с их разозлившимся бывшим товарищем.
Итого, что мы имеем?
Главный герой по ходу истории кидает сначала лучшего друга - даже не пытается его уговорить пойти работать в лабораторию вместе. Затем вместе с тремя новыми друзьями кидает соратницу - парни решают провести первую в истории телепортацию человека без ее участия, хотя ее роль ничуть не менее важна, чем их - на ее место зовут Бена, не принимавшего участия в строительстве большого телепортатора (а он тотчас прибегает). Наконец, телепортировавшись, они кидают одного из группы. И только этот кинутый оказывается единственным из всех персонажей фильма, кто предъявляет по этому поводу хоть какие-то претензии - и то, не сразу. Остальные просто не замечают гнусного поведения соратников.
Телепортация, которой уделено столько времени в сюжете, вообще не играет никакой серьезной роли. Она нужна только для того, чтобы герои а) обрели сверхспособности и б) подрались где-то в фантастическом антураже. Сорок долбаных минут герои подоготавливают укус Питера Паркера пауком-мутантом. И если бы эти сорок минут экспозиции и развития отношений хоть как-то сыграли во второй половине - так нет же! Во второй половине герои работают так, будто всю первую половину не вели себя по отношению друг к другу, как сволочи.
Нет особого смысла не только в телепортации. Смысла нет ни в чем вообще. Акцентировали, акцентировали внимание на любви Сью к музыке - и что? Виктор - хакер. Но программирует в ключевой момент не он, а Рид.
Цель главного героя: изобрести телепортатор. Реализована незадолго до середины фильма. Каких-либо внутренних проблем, внутренних мотиваций, вопросов я у него не заметил. Никаких целей нет у Сью и Виктора. Вру: у Сью есть привычка слушать музыку. Впрочем, музыка, которую она слушает, в саундтрек не вошла. Что хотели сказать авторы, акцентируя внимание на ее пристрастии к музыке - непонятно (сравним со "Стражами галактики", где герои что слушают, то и звучит). У Джонни цель появляется - поработать в лаборатории, чтобы получить назад свою машину. Неожиданно обретенной сверхспособности он оказывается рад (еще бы - раньше гонял по земле - теперь летает по воздуху). У Виктора цель появляется лишь постольку, поскольку герои снова решили телепортироваться на непонятную планету. Не прилетели бы - ничего бы и не было, потому что где находится по отношению к Земле эта планета - неизвестно. Моральных угрызений нет ни у кого. Совести нет ни у кого. Внезапно в кульминации Рид выпаливает "Это наше предназначение!" и бросается в атаку, а вместе с ним и остальные персонажи. Я неоднократно писал, что меня тошнит от историй о том, как герои находят свое предназначение - гораздо интереснее, как знающие свое предназначение герои добиваются поставленных целей. Но здесь герои добились целей на сороковой минуте фильма. Не были бы идиотами - все было бы хорошо. К сожалению, они остаются идиотами и в конце картины.
Вот Бен. Был Джейми Белл, стал куча каменного говна. Переживает, бедняга. Не из-за чего-то - у него же не было ни целей, ни мотиваций. Просто грустит. Не было девушки, которая бы отказалась с ним встречаться. Не было любимой или любящей семьи. Классный персонаж. Не было в нем ничего интересного - а теперь страдает.
В первой половине фильма не покидает ощущение, что лаборатория расположена в паре кварталов от офиса Оскорп, и что где-то неподалеку сейчас как раз Питер Паркер пришел туда на экскурсию, чтобы его укусил паук. В середине Рид прячется от властей ну точно, как Эдвард Нортон в "Халке" 2008 года. Во второй половине вспомнилось, как в "Торе-2" герои летали через порталы на заброшенную планету. В финале не мог отделаться от ощущ