4

«Место встречи» (2017) изменить нельзя (или все-таки можно?): фильм-притча Паоло Дженовезе

«Загадай желание и выполни задание» — таков незамысловатый устав загадочного заведения из фильма Место встречи (2017) Паоло Дженовезе. Того самого, который до этого покорил мир своей камерной сенсацией Идеальные незнакомцы (2015), породившей целую интернациональную армию ремейков: от корейского до греческого, и, боюсь, это еще не конец парада.

Название фильма уводит нас в будничный ресторан, странным образом работающий будто бы круглосуточно. Кажется, временные законы на его пороге теряют силу. Именно там, среди кофейных чашек и вечного полумрака, разворачивается все действие — без суеты и смены декораций.

Кадр из фильма «Место встречи» (2017)

Кадр из фильма «Место встречи» (2017)

В центре сюжета — безымянный мужчина (Валерио Мастандреа), обосновавшийся за своим столиком вместе с потертым блокнотом. Он принимает клиентов — их ровно десять — и, выслушав заветные желания, предлагает каждому персональное задание. Цена варьируется: от легкой этической щекотки до серьезных моральных катастроф. Хочешь, чтобы исцелился любимый? Придется погасить чужую жизнь. Мечтаешь о коротком романе? Сначала защити незнакомку — две недели и без отлыниваний.

Со временем пути героев переплетаются, задания путаются, и маленький блокнот все туже стягивает узел историй. За этим пристально следит наш таинственный посредник — иногда с ноткой скучающей всемогущести.

Кадр из фильма «Место встречи» (2017)

Кадр из фильма «Место встречи» (2017)

Дженовезе, мастер малых форм, вновь доказывает: не нужно глобальных катастроф, чтобы поставить вселенские вопросы. Достаточно одного столика и легкого теологического шепота: а вдруг перед нами не кто иной, как Бог? Или... его противоположность? Разумеется, окончательного ответа режиссер изящно избегает, оставляя нам простор для сомнений, а на сладкое — неожиданную партию официантки Анджелы (Сабрина Ферилли), умеющей раскрывать карты тоньше любого шулера.

Место встречи не стремится поразить буйством постановки: наоборот, в его аскетизме кроется подлинная элегантность. Дженовезе снова шепчет нам на ухо: человеческая природа — это вечная торговля между соблазнами и совестью, и каждый заключает эту сделку на свой страх и риск. Быть может, Бог — это не та грозная сила на небесах, а тихий голос внутри нас, который мы слишком часто игнорируем в пользу более громких, но пустых обещаний.

Ведь в конечном счете, чтобы заключить сделку с судьбой, иногда достаточно просто открыть меню... и сделать заказ.

Кадр из фильма «Место встречи» (2017)

Кадр из фильма «Место встречи» (2017)

Титры

Материал подготовлен Вероникой Никифоровой — искусствоведом, основательницей проекта «(Не)критично»

Я веду блог «(Не)критично», где можно прочитать и узнать новое про искусство, моду, культуру и все, что между ними. В подкасте вы можете послушать беседы с ведущими экспертами из креативных индустрий, вместе с которыми мы обсуждаем актуальные темы и проблемы мира искусства и моды. Также можете заглянуть в мой личный телеграм-канал «(Не)критичная Ника»: в нем меньше теории и истории искусства, но больше лайфстайла, личных заметок на полях и мыслей о самом насущном.