Магический реализм в кино
Магический реализм - устоявшийся в искусстве метод. Его элементы можно встретить в литературе - особенно им славны южноамериканские авторы (всеми любимые Маркес и Борхес, например). В живописи он представлен жанром "новая вещественность".
Элементы магического реализма:
- Фантастические элементы могут быть внутренне непротиворечивыми, но никогда не объясняются.
- Действующие лица принимают и не оспаривают логику магических элементов.
- Характерны многочисленные детали сенсорного восприятия и частое использование символы и образы.
- Эмоции и душевные порывы человека как социального существа часто описаны очень подробно.
- Искажается течение времени, так что оно циклично или кажется отсутствующим.
- Часто меняются местами причина и следствие.
- Содержатся элементы фольклора и легенд.
- События могут представляться с разных точек зрения.
- Прошлое контрастирует с настоящим, астральное с физическим, персонажи друг с другом.
- Характерен открытый финал, который позволяет читателю определить самому, что же было более правдивым и соответствующим строению мира — фантастическое или повседневное.
- Часто используется тема побег от жестокой реальности в мир фантазии.
Магический реализм близок к сюрреализму - он способен погрузить читателя/зрителя в особенный мир, перенести на границу сна, показать странную чудесную реальность, соединить мифы и сказки с современностью.
Конечно же и кинематограф пользуется этим методом. Вот несколько ярких примеров:
Крупная рыба (2003), реж. Тим Бертон
Перед смертью отец — выдумщик и фантазёр Эдвард Блум, дабы заразить сына — прагматичного клерка Уильяма своей любовью к небылицам, рассказывает сначала его жене, а затем и ему историю своей жизни и любви. Историю, которая так похожа на сказку, что в неё просто трудно поверить, в которой присутствуют оборотни, великаны, злые и добрые колдуньи, сиамские близнецы и разлученные возлюбленные, мрачные чащи и поля, полные нарциссов. И лишь после смерти отца, когда на похороны приезжают все его друзья, Уильям убеждается, что последняя история его отца, которую он с явной неохотой, а затем, всё больше и больше увлекаясь, продолжил, была отчасти правдой.
Вообще, магический реализм - характерный для Тима Бертона прием. "Дом странных детей Мисс Перегрин" и "Эдвард руки-ножницы" - также яркие представители жанра.
Сад (1995), реж. Мартин Шулик
30-летний мужчина, до сих пор живущий со своим отцом, приходит в жизненный тупик. Он бросает работу и заводит отношения с замужней женщиной. Все это выводит из себя его отца, и он предлагает продать старый сельский домик дедушки, чтобы сын мог наконец купить собственное жилье. Однако приехав на место, молодой человек понимает, что это заброшенный неухоженный сад — непростое, волшебное место, полное сюрпризов и загадок. Увлеченный странными происшествиями в саду, он забывает о своих проблемах и уже не хочет возвращаться в город.
Чехословацкие фильмы - частенько магически-реалистические. Например, "Мир в картинках", "Сижу на ветке, и мне хорошо", "...А пятый всадник - страх", "Птички, сироты и блаженные"...
Звери дикого Юга (2012), реж. Бен Зайтлин
Детский мир, со всеми его радостями и горестями, - излюбленная тема магических реалистов. К примеру, "Страна приливов" и "Там, где живут чудовища".
Черная луна (1975), реж. Луи Маль
Сюжет разворачивается вокруг молодой девушки, которая оказывается свидетельницей войны между мужчинами и женщинами. Укрываясь от войны в старинном особняке, она сталкивается со странными людьми и попадает в кажущиеся нереальными, сюрреалистические ситуации.
По словам режиссёра - это «фильм, находящимся за пределами реальности». В то же время в «Чёрной луне» содержится вполне реалистический подтекст, связанный с активизацией феминистского движения в семидесятых годах. В фильме, по признанию самого режиссёра, есть очевидная связь с "Алисой в стране чудес" Льюиса Кэрролла.
Быть Джоном Малковичем (1999), реж. Спайк Джонс
Кукольник-неудачник по имени Швартц устраивается на работу в странную тесную контору. В своем кабинете новоиспеченный клерк Крэйг обнаруживает крошечную потайную дверцу. Удивлению не было границ, когда он обнаружил, что за дверцей скрыт ход… В мозг голливудской звезды Джона Малковича! И тогда предприимчивый кукловод решает организовать доходное предприятие по организации экскурсий в голову звезды для всех желающих. Однако интересно, как к этому отнесется сама звезда?
Тем, кто любит кино о хитроумных завихрениях сознания и бессознательного, снов и содержимого чужих голов, можно посоветовать также "Вечное сияние чистого разума" и "Науку сна".
Перевёртыши (2004), реж. Тодд Солондз
13-летняя Авива хочет стать матерью. Она делает все, что в ее силах, чтобы это произошло, и ей это почти удается, но ее планы расстраивают здравомыслящие родители. Тогда она сбегает из дома, полная решимости так или иначе забеременеть. Она оказывается затерянной в странном мире, менее здравомыслящем, но полном всякого рода возможностей. Авиву играют семь актрис (сильно различающихся возрастом, расой и комплекцией) и даже один актёр-мужчина. С названием фильма также связаны имена нескольких персонажей: слова «Авива», «Боб» и «Отто» — это палиндромы.
Подростки, сталкивающиеся со страшной реальностью взрослого мира, - излюбленная тема Тодда Соландза. Другой его фильм на эту тему - "Добро пожаловать а кукольный дом".
Время цыган (1988), реж. Эмир Кустурица
Перхана, обладающего способностью взглядом передвигать предметы, воспитывает бабушка, наделенная даром лечить людей без лекарств. Есть у Перхана еще дядя, безнадежный игрок, не знающий, что такое удача, и сестра-калека. Появляется у Перхана и любовь, но родители не отдают за него дочь — Перхан беден. И он отправляется вместе с богатым цыганским бароном Ахметом в Италию, чтобы по дороге отдать сестру в больницу в Любляне, заработать денег, построить дом и жениться на любимой.
Магический реализм для Эмира Кустурицы - излюбленный инструмент. "Жизнь как чудо" и "Аризонская мечта" тоже подходят под определения этого жанра.
Сны (1990), реж. Акира Куросава
Восемь новелл, связанных тем, что они являются «снами» режиссёра. Среди них рассказ о том, как молодой Куросава попадает в картину Винсента Ван Гога и встречается там с самим автором, рассказы о жертвах Второй мировой, об апокалиптических картинах ядерной войны, о демонах из японских легенд.
Любителям восточной поэтики и мифологии - "Квайдан: Повествование о загадочном и ужасном" и "Сказки туманной луны после дождя" в коллекцию.
Дух улья (1973), реж. Виктор Эрисе
Фильм — рассказ о том, как маленькая Ана под впечатлением от просмотра знаменитого «Франкенштейна» и «страшилок» о духе, поведанных шепотом перед сном ее старшей сестрой, упорно наведывается в заброшенный дом посреди полей, искренне веря в то, что призрак однажды явится.
Этот фильм наверняка повлиял на Гильермо дель Торо, снявшего такие фильмы как "Хребет дьявола" и "Лабиринт Фавна".
Амели (2001), реж. Жан-Пьер Жёне
Знаете ли вы, что все события, происходящие в нашем мире, даже самые незначительные, взаимосвязаны самым удивительным и чудесным образом? Как полет крошечной мухи может вызвать где-то далеко мощный ураган, так и странные и непонятные поступки тихой и одинокой девушки, живущей в мире своих фантазий, могут навсегда изменить жизнь совершенно разных людей, подарив им счастье и раскрасив окружающий мир яркими, головокружительными красками. Эту девушку зовут Амели Пулен.
Любителям романтически-магических фильмов - "Господин Никто" и "Русалка" в коллекцию.
Бёрдмэн (2014), реж. Алехандро Гонсалес Иньярриту
В центре сюжета актер Ригган Томсон, некогда сыгравший роль популярного супергероя Бёрдмэна, и теперь, переступая через свое эго, он решает принять участие в новой бродвейской постановке с целью вернуть себе былую славу, блеск и величие.
Кино, повествующее о волшебном мире самого себя, об актерах и о внутренней кухне, частенько пользуется средствами магического реализма. Например, "Адаптация" и "8 с половиной".