Любимые фильмы Сталина.
"Вождь всех времен и народов" был большим любителем кинематографа и, стоит отметить, имел неплохой художественный вкус. Именно благодаря ему на широкий экран вышли такие картины, как "Веселые ребята", "Цирк", "Волга-Волга" и отчасти "Чапаев" - в том виде, в каком его увидели советские и иностранные зрители. А в 1930-х годах с подачи Сталина при перестройке Большого кремлевского дворца на месте закрытой оранжереи появился кинотеатр, в котором генсек просматривал новинки отечественного и зарубежного кино и решал судьбу режиссеров.
В этом году исполняется 80 лет одному из самых ярких фильмов сталинской эпохи — «Цирк» Григория Александрова. Среди любимых фильмов вождя были как отечественные, так и иностранные.
01- «Цирк» (1936)
http://www.kinopoisk.ru/film/42350/
Последний киносеанс в жизни Сталина прошел 1 марта 1953 года. На нем он смотрел фильм Григория Александрова «Цирк», снятый на основе пьесы Ильи Ильфа, Евгения Петрова и Валентина Катаева «Под куполом цирка». Картина не только была смешной, но и прославляла советский строй, толерантный к людям разных рас. Главную роль американской циркачки исполнила Любовь Орлова, которую называют любимой актрисой Сталина. Однако режиссер Александр Бурдонский, приходящийся Сталину внуком, рассказывал (https://youtu.be/S-T9f3iiMsA), что никогда не слышал от родственников, что вождь так ценил Орлову: «Я знаю, что ему нравилась Алла Тарасова — она ему очень напоминала Надежду Аллилуеву».
02- «Чапаев» (1934)
http://www.kinopoisk.ru/film/45435/
38 раз Сталин посмотрел «Чапаева» братьев Васильевых — он сделал множество замечаний по поводу диалогов и действий героев. И кажется, правда хотел не просто положить фильм на полку или переделать себе в угоду, а улучшить его. «Здорово, умно и тактично сделано. Хорош и Чапаев, и Фурманов, и Петька. Фильм будет иметь большое воспитательное значение. Он — хороший подарок к празднику», — говорил он (http://www.alexanderyakovlev.org/almanah/inside/almanah-doc/...) начальнику советской киноиндустрии Борису Шумяцкому после премьеры. Кстати, именно Сталин из трех вариантов завершения фильма выбрал тот, где раненый Чапаев тонет в реке Урал.
03- «Веселые ребята» (1934)
http://www.kinopoisk.ru/film/45757/
Первая музыкальная комедия сталинской эпохи открывала новое уважаемое направление, обозначенное самим Сталиным как «смешное кино». Для Любови Орловой «Веселые ребята» стали первой звездной ролью, широкую известность получил и композитор Исаак Дунаевский, написавший музыку к картине. Сначала критики отнеслись к картине скептически — ее обвиняли в несерьезности и угрожали отправить на полку, спас фильм просмотр вождя.
04- «Гроза» (1934)
http://www.kinopoisk.ru/film/44608/
Алла Тарасова, которую родственники Сталина называли его любимой актрисой, играла в «Грозе» роль главной героини Катерины Кабановой. Сталин фильм и игру Тарасовой на закрытом показе похвалил, а также отметил вкус и большое мастерство режиссера картины Владимира Петрова. А после того, как узнал, что Тарасовой не дают такую же театральную роль из «из ревности к кино», даже поговорил с руководителем МХАТа.
05- «Катя» (1938)
http://www.kinopoisk.ru/film/159686/
Несколько раз Сталин смотрел французский фильм «Katia» 1938 года — неизвестную в нашей стране картину об об отношениях Екатерины Долгорукой и Александра II (в СССР фильм не показывали). Внук Сталина Бурдонский считает, что тот ассоциировал происходившее на экране с чем-то из своей жизни.
06- «Сестра его дворецкого» (1943)
http://www.kinopoisk.ru/film/61930/
Любопытно, что дубляжа зарубежных картин тогда не было: диалоги и надписи переводил министр кинематографии Иван Большаков. За это его после войны прозвали «киномехаником Сталина». Сам Большаков, кстати, на таком уровне иностранными языками не владел — ему приходилось запоминать текст после общения с переводчиками. Переводил он для Сталина и американский комедийный мюзикл «Сестра его дворецкого» — вождь смотрел его несколько раз, и умилялся эпизоду, в котором главная героиня исполняет романсы на русском языке.
07- «Тарзан» и вестерны
http://www.kinopoisk.ru/film/20709/
Самыми успешными в прокате в последние годы правления Сталина стали фильмы о Тарзане. По итогам 1952-го они заняли первые четыре места по числу зрителей, обогнав все советские картины. Любил приключенческие фильмы и сам Сталин. «Тарзан» был пропущен им на большие экраны с надписью «Это фильм о человеке, который от ужасов капиталистического мира бежит в джунгли и только там обретает свободу и счастье», которую сам он и сочинил. По словам Хрущева, Сталин часто смотрел вестерны, но критиковал их с точки зрения идеологии. Историк Саймон Сибэг Монтефиоре писал, что после критики Сталиным режиссера Джона Уэйна как ярого антикоммуниста, которого нужно ликвидировать, в Лос-Анджелес была послана группа убийц.
08- «Пышка» (1934)
http://www.kinopoisk.ru/film/43386/
Среди понравившихся Сталину фильмов фигурирует и «Пышка» по повести французского писателя Ги де Мопассана. Картину вождь счел выдающейся и даже сказал: «Очень сильно и культурно скомпонованная вещь, поставлена с большим размахом и художественным смыслом». К тому же дважды в разговорах с начальником советской киноиндустрии Шумяцким Сталин замечал, что автора «Пышки», режиссера Михаила Ромма, забыли наградить.
09- «Юность Максима» (1934)
http://www.kinopoisk.ru/film/42468/
Кинорассказ о революционерах-подпольщиках взволновал и порадовал Сталина. Во время показа он отпускал замечания, сравнивая поведение героев с историями из своей боевой молодости, и решал, правдоподобно ли все на экране. Кроме отдельных эпизодов, главному зрителю понравилось музыкальное сопровождение картины авторства Шостаковича.
10- «Иван Грозный», первая часть (1944)
http://www.kinopoisk.ru/film/42657/
Во время войны режиссер Сергей Эйзенштейн снял первую часть трилогии «Иван Грозный» — как и все фильмы на исторические темы, вышедшие при власти Сталина, этот нес скрытую идеологическую нагрузку, оправдывающую существовавший режим. Для Сталина царь был образцом правителя — «великий и мудрый». Сценарий и смонтированную ленту он утверждал лично. Первый фильм прошел с большим успехом и получил Сталинскую премию I степени, в отличие от второго, который был уничтожен критикой вождя. В частности, недовольство вызвало изображение «опричников как последних паршивцев, дегенератов, что-то вроде американского Ку-Клукс-Клана». Сталин решил, что «Эйзенштейн не понял того, что войска опричнины были прогрессивными войсками, на которые опирался Иван Грозный». Последний фильм тяжело болевшего тогда режиссера был положен на полку.
источ