Ложные соблазны
Однажды мы с мамой пришли на рынок в Кенгарагсе (это такой не самый благополучный микрорайон в Риге). Мне было лет пять или шесть, начало девяностых, мы были очень бедны, чего я тогда не осознавала. Рынок был стихийно-стабильным, мужики с разостланных простыней продавали транзисторы, посуду, отвертки, ношеную обувь, детективы в мягкой обложке и другие ненужные мне вещи. На соседнем участке обосновывались огородники, они продавали свою картошку, дешевле и вкуснее, чем в магазине. Мама всегда покупала сорт "Синеглазка" у дядьки с двумя пальцами. Эта картошка не разваривалась, а дядька не обвешивал. Дальше продавали одежду, молоко из бочки, алкоголь на розлив и импортные соки в пачках на 100 мл, с приклеенной соломинкой. У ларька всегда сидел перекошенный мужчина с овчаркой на цепи. Мама говорила, он переболел полиомиелитом и что он тут главный. Там все были бедны.
Так вот однажды летом, прямо сидя на асфальте, цыганка продавала кремовый торт за 50 сантимов. Такие стоили в магазине заоблачные 4 лата. Это как сейчас 15-евровый торт продавали бы за один. Я в те времена ела торт раз или два в год, и я всеми силами пыталась уговорить маму купить его. Не получилось, и я была чрезвычайно удивлена и расстроена. Как, почему, ведь это торт и это так выгодно?
А однажды я выросла из своего купальника, и мама обрезала у него низ, вставила резинку, и вышли отличные трусы с синими леопардами. Несмотря на нашу плачевную материальную ситуацию, трусы были оценены мамой как неудовлетворительные и торжественно отнесены на помойку. А на следующий день мы увидели их на прилавке нашего базара, за 50 сантимов. Так я поняла, почему мы не купили тогда торт. С прошедшим 8 марта.