«Летели на вертолете, добирались на лодке» и другие удивительные приключения на пути к электронной подписи
Квалифицированная электронная подпись имеет такую же юридическую силу, как и рукописная, облегчает документооборот и взаимодействие с государственными органами. Но оформить ее сертификат бывает равносильно целому квесту. Рассказываем, как пройти его с легкостью.
Какой бывает ЭП и зачем она нужна: непростой, но очень полезный ликбез
В России используют простую и усиленную электронные подписи. Простая — это всем привычные логин-пароль в личном кабинете Госуслуг или код из сообщения банка при оплате по карте. Усиленная бывает двух видов: неквалифицированной (НЭП) и квалифицированной (КЭП). В отличие от простой подписи, усиленные создают с помощью криптографии, поэтому они хорошо защищены от взлома.
В свою очередь, между неквалифицированной и квалифицированными электронными подписями тоже есть отличие. КЭП — универсальная, ей можно подписать документ даже для госорганов. НЭП же можно использовать только в случае, если стороны заключат специальное соглашение.
Усиленная подпись состоит из нескольких элементов: открытого и закрытого ключей, а также сертификата (правда, иногда НЭП может существовать и без сертификата). Закрытым ключом, как ручкой, документ заверяют, а открытым — подтверждают, что подпись поставил конкретный владелец и определенными чернилами. Сертификат же доказывает, что ключи принадлежат именно этому владельцу.
Чаще всего бизнес и госструктуры в документообороте используют усиленные электронные подписи. Оформить сертификат КЭП в первый раз можно только очно — в целях безопасности удостоверяющий центр или его представители должны подтвердить личность будущего владельца. Из-за этого компании нередко сталкиваются с проблемами, решать которые приходится самыми невероятными способами.
Особо яркие приключения происходят на отдаленных территориях и в маленьких городках — ведь там удостоверяющих центров просто нет. На что идут люди в этом случае? Реальными историями из жизни клиентов поделился Корпоративный центр регистрации Контура.
Подгоняй, вертолет — летим за сертификатом электронной подписи
Так получилось, что все истории связаны с больницами, которые находятся в малонаселенных пунктах, численность которых чуть превышает 10 тысяч человек. Дорог там нет, машин тоже, а до ближайшего удостоверяющего центра — сотни километров.
Например, в населенном пункте республики Саха больница — 10 врачей и фельдшеров. Таким составом они лечат оленеводов и козловодов. Поток пациентов небольшой, но документооборот все равно вести приходится. Раньше все больничные, рецепты и отчеты вели в бумажном виде. С цифровизацией вместо ручек и печатей понадобилась и электронная подпись, ведь без нее не сдать отчет в СФР.
Элементы для создания электронной подписи можно добыть в ближайшем удостоверяющем центре, но до него — 180 км, да и дорог хороших нет. А из транспортных средств — только олени да вертолеты. Поэтому каждый раз, когда у врачей заканчивался срок действия сертификата электронной подписи, они запрягали оленей в упряжку или прыгали в вертолет и мчались до удостоверяющего центра.
В другом городке, который находится в Красноярском крае, до УЦ путь не ближний — сотни километров. Дорог нет, да и вертолетов тоже. Однажды врачу больницы срочно понадобилось получить сертификат электронной подписи — пропустил, что истек срок его действия. Тогда медик быстро собрался и отправился в МФЦ, но центр закрыли, а вместе с ним и надежду быстро выпустить новый сертификат ЭП. Пришлось сесть на единственно доступный транспорт — лодку — и отправиться в речное путешествие до ближайшего удостоверяющего центра.
Если трудно ехать за сертификатом электронной подписи, то пусть он приедет сам
Возможно, такие приключения можно было бы и пережить, но временные и денежные затраты на такие путешествия обходились маленьким больницам очень дорого. В небольшом коллективе отсутствие одного медика — уже нештатная ситуация.
Поэтому руководители медучреждений решили вручать сертификаты электронных подписей прямо на рабочих местах врачей. Они подключили Корпоративный центр регистрации.
Как это работает: у Контура есть свой аккредитованный удостоверяющий центр (УЦ). Контур передает функции администратора одному из сотрудников компании. В случае больниц эту работу взял на себя кадровик — все равно подписями занимался именно он. Специалисты Контура научили его работать с сервисом, выдали права и необходимые инструкции. Так что теперь он удостоверяет личность сотрудников, и они получают сертификаты электронных подписей прямо на своих рабочих местах.
Весь путь до удостоверяющего центра сократился до пары шагов. Кадровик следит за тем, когда истечет срок действия сертификатов врачей, а медики спокойно спасают жизни людей, пусть и без возможности лишний раз пуститься в приключения.
Чтобы внедрить решение Контура и самостоятельно вручать сертификаты ЭП, оставьте заявку на сайте. В Удостоверяющий центр поедет один человек, а подписи потом получат все сотрудники.
Реклама ООО «Сертум-Про», ОГРН 1116673008539, юридический адрес 620036, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Малопрудная, стр. 5, офис 715