Легенда о Черубине де Габриак

Самая известная литературная мистификация Серебряного века

Легенда о Черубине де Габриак Серебряный век, Мистификация, Длиннопост

Серебряный век любил розыгрыши и мистификации, но одна из них вышла за рамки приватного развлечения и превратилась в значимое событие литературной и культурной жизни 1910-х гг. Есть в истории Черуби́на де Габриа́к что-то, тревожащее сердце и через столетие с лишним: возможно, сами стихотворения, возможно, судьба их автора.


Переполох в редакции

В 1909–1917 гг. журнал «Аполлон», посвященный литературе, живописи и театру, занимал совершенно особое место среди печатных изданий российской столицы. Сегодня его назвали бы «культовым»: публикация в «Аполлоне» означала чуть ли не автоматическое причисление начинающего автора к цеху поэтов. Однако напечататься в «Аполлоне» было непросто.

В августе 1909 г. искусствовед, критик и поэт Сергей Константинович Маковский, исполнявший тогда обязанности не только издателя, но и главного редактора, получил письмо.

Легенда о Черубине де Габриак Серебряный век, Мистификация, Длиннопост

От прочего «самотека» оно резко отличалось и внешним видом – листки в траурных рамках, переложенные пряными травами, изящный почерк, но и содержанием – стихи были утонченны и загадочны. Маковский был заинтригован, тем более что вскоре незнакомка, назвавшаяся Черубиной, позвонила по телефону, а потом прислала еще одно письмо с замечательными стихами.

Легенда о Черубине де Габриак Серебряный век, Мистификация, Длиннопост

Та самая де Габриак 


Постепенно – из намеков, обрывков фраз, полупризнаний и метафор – сложился образ поэтессы ...

В роскошном особняке, куда нет доступа простым смертным, живет юная красавица с золотыми косами принцессы и зелеными глазами ведьмы. По происхождению она – знатная испанка, по вероисповеданию – страстная католичка, по призванию – поэт.

Увидев ее, невозможно не влюбиться, но она любит лишь Христа и всерьез размышляет о поступлении в монастырь. Ей не нужны гонорары – она несметно богата; ей не нужна слава – она выше этой ярмарки тщеславия. Этот образ настолько вписывался в стилистику декаданса, что в Черубину де Габриак влюбился не только Маковский, но чуть ли не вся редакция журнала.

Легенда о Черубине де Габриак Серебряный век, Мистификация, Длиннопост

Несколько месяцев длились «страсти по Черубине», исправно присылавшей новые стихи и создававшей новые поводы для волнений.

То она тяжело заболела, упав без памяти после ночного молитвенного бдения; то она уезжает в Париж.

Доведенный до исступления Маковский поклялся во что бы ни стало сорвать с Черубины покров тайны и пасть к ногам искушенной в «мистическом эросе» зеленоглазой наяды. Вскоре его желание исполнилось, правда, несколько неожиданным образом.


Дуэль и разоблачение

Легенда о Черубине де Габриак Серебряный век, Мистификация, Длиннопост

Николай Гумилёв и Максимилиан Волошин


В ноябре 1909 г. случилось неслыханное происшествие: М. Волошин, известный своим добродушным нравом и физической силой, подошел к Н. Гумилёву и отвесил ему пощечину в присутствии свидетелей.

До драки между прославленными поэтами не дошло: их растащили, но дошло до дуэли, состоявшейся 22 ноября 1909 г. на Черной речке.

Дуэль обошлась без кровопролития, но по Петербургу поползли слухи: дрались из-за женщины, из-за той самой Черубины.

Но получалось, что оба её знают?

Легенда о Черубине де Габриак Серебряный век, Мистификация, Длиннопост

Вскоре выяснилось, что с Черубиной был знаком и сам Маковский.

Летом ему приносила свои стихи молоденькая учительница Елизавета Дмитриева: симпатичная, но хромая и, о ужас, бедно одетая. По мнению Маковского, настоящая поэтесса так выглядеть не могла, и стихи были возвращены автору.

Если бы Дмитриева не входила в круг Волошина, на этом бы все и закончилось; но она рассказала историю неудачной публикации любившему розыгрыши поэту, и тот придумал летним коктебельским вечером «игру в Черубину».

Легенда о Черубине де Габриак Серебряный век, Мистификация, Длиннопост

Лиза Дмитриева с братом и матерью


О том, что Дмитриева и Волошин затеяли игру ради нее самой, а не ради публикации, говорит тот факт, что напечататься в «Аполлоне» Елизавета могла и под собственным именем – даже после неудачного первого визита. Ей достаточно было попросить своего возлюбленного Н. Гумилёва, и тот уговорил бы Маковского разместить на страницах журнала пару ее произведений.

Но просить Дмитриева не хотела.


Учительницу, жившую на скудное жалованье, прельщала возможность хоть ненадолго почувствовать себя роковой красавицей, играющей мужскими сердцами.

Волошин придумывал темы, Елизавета писала стихотворения и интриговала Маковского по телефону, изображая загадочную аристократку. Но любой игре рано или поздно приходит конец.


Сегодня сказали бы, что Волошин и Дмитриева создали «виртуальный персонаж».

Легенда о Черубине де Габриак Серебряный век, Мистификация, Длиннопост

Мистерия Черубины де Габриак (рисунок просто в тему)


Разразился громкий скандал.

Вокруг Дмитриевой забурлил поток самых грязных сплетен: и стихи, дескать, за нее писал Волошин; и спала она с двумя поэтами одновременно; и страшна как жаба.

Потрясенная девушка перестала писать стихи и надолго ушла из мира литературы.


Судьба Дмитриевой сложилась печально: сосланная на три года в Среднюю Азию в 1926 году из-за гонений на антропософов (мистиков), она умерла в 1928 г. в сорок один год от рака печени.

Была похоронена на Боткинском кладбище в Ташкенте. В настоящее время местоположение могилы Елизаветы Дмитриевой неизвестно.

Все, что осталось – это легенда о гениальной красавице Черубине и ее стихи.

(От ТСа - стихи, кстати, неплохие)

***

Источник: Культурология. РФ