Кто 16 лет ищет мелодию из "Ну, погоди!"

Осторожно : прослушивание данного трека влияет на возможность острого попадания детства в глаз

"водные лыжи"

Авторское право в СССР трактовали вольно, режиссёры и мультипликаторы не стеснялись использовать в своих работах зарубежную музыку и не указывать композиторов. Так в культовый мультсериал «Ну, погоди!» попали мелодии разных зарубежных и отечественных коллективов. Поиск записей и авторов саундтрека ведётся уже 16 лет. Все эти годы люди разных возрастов и профессий ходят в архивы, выискивают композиторов и скачивают гигабайты редких мелодий. Автор самиздата окунулся в поисковую операцию «нупогодистов» и выяснил, как устроен этот добровольный коллективный «Шазам».

.

ИНТРО

.

В ноябре 2010 года в доме композитора Георгия Фиртича, автора музыки к «Приключениям капитана Врунгеля», раздался звонок. Фиртич взял трубку, хрипло спросил: «Алло?», после чего состоялся довольно странный разговор. Композитора спросили, как он наткнулся на мелодию «Водные лыжи», которая «с его подачи» звучала в заставке «Ну, погоди!». Фиртич слышал об этом впервые: никаких пластинок он не предлагал, музыку для мультфильма не писал, с режиссёром Котёночкиным не работал. Человек на том конце провода извинился и повесил трубку.

Подобные звонки получали и другие советские композиторы, их родственники и музыкальные редакторы, так или иначе связанные с мультфильмом. Уже 16 лет идёт организованный поиск композиций из «Ну, погоди!» — самого народного мультсериала в истории СССР. Его участники начинали с MP3, а теперь разыскивают зацепки в архивах, находят телефонные номера и ведут переписку с коллекционерами из разных стран.

.

S1E01

.

Сайт beatles.ru открылся в 1999 году — он всего на год младше Google. Рунет тогда был тесен, и до середины нулевых форумы оставались основным средством группового общения. На beatles.ru встречались коллекционеры и музыканты, а обсуждали здесь всё подряд. Двадцать второго апреля 2003 года на форуме появилась тема «Звуковые дорожки из мультфильма «Ну, погоди!» Она начиналась словами «Извините, что не о Битлз». «Взлетела» она не сразу — поначалу писали редко, приходили чаще уже со своими догадками, кооперации не было, за первые шесть лет набралось всего десять страниц в теме, которая сегодня насчитывает более четырёхсот. Только к 2009 году здесь собралась настоящая команда, куда входили музыканты и танцоры, коллекционеры, журналисты, айтишники и даже специалист по некрополистике. Это люди разных возрастов, некоторым уже за шестьдесят, «Ну, погоди!» они смотрели так, как сегодня смотрят «Игру престолов»: по серии, по мере выхода. Есть и те, кто ещё учится в школе, — кто-то из них младше темы форума. Широкая география участников не раз помогала при поисках: музыку находили в архивах от Москвы до Чебоксар. «Это международный поиск», — говорит Денис, стоящий у истоков темы.

«Ну, погоди!» — не единственный случай, когда фанаты пытаются найти музыку из произведения:

«В советских мультфильмах сторонняя музыка, в том числе зарубежная, использовалась достаточно широко. Те же мультфильмы „Контакт“ и „Брэк!“, например. Исполнитель композиции „Tico, Tico“, использованной в „Брэке!“, так пока и не опознан, — рассказывает участник темы Вадим Просто. — „Ну, погоди!“ — самый известный и самый длинный советский мультсериал, где использовалась „чужая музыка“».

Давний участник beatles.ru Игорь сравнивает интерес с «Симпсонами», к которым фанаты тоже составляют плейлисты:

«Мультфильм смотрели буквально все, многие его сцены и музыкальные фрагменты запоминаются наизусть, ассоциируются с личными воспоминаниями из детства. Отыскать источник записи и послушать музыку в отрыве от видеоряда — интересный меломанский опыт. Также любопытно, что в мультфильме увековечен целый пласт поп-музыкальной истории — это ведь не просто хаотичный набор песен, а отражение определённой эпохи».

Beatles.ru был подходящей точкой входа. Даже случайные попутчики в теме оказывались непростыми. Как Сергей Шахмаев, участник группы «Оловянные солдатики» — в «Ну, погоди!» звучала их песня «У попа была собака». В 2003 году Шахмаев подтвердил, что это были «Солдатики», и заодно рассказал о группе. Сам он уже давно жил в Денвере, штат Колорадо: занимался переводами документов, писал в газету русской диаспоры, был активным участником форума.


В 2009 году Денис начал вести учёт находок. Сначала это был линейный список, сегодня — база данных с набором атрибутов: композитор, исполнитель, оригинальный носитель, обстоятельства находки.

Перед поисковой командой стоял ряд проблем. Смартфоны ещё не вошли в обиход, не везде был распространён высокоскоростной безлимитный интернет. Не было облачных хранилищ, аудиозаписями делились через файлообменники: чтобы скачать файл, надо было вводить капчу и читать рекламу. Торренты пока не набрали популярность, альбомы «под подозрением» приходилось искать поштучно, часто в низком качестве. Многие пластинки ждали оцифровки. Композицию могли опознать — а файл было попросту не найти.

Для учёта композиции пришлось именовать. Зайдёте в тему — непременно увидите упоминание композиций типа «Волк в трубе», «Сцена с арбузами» или «Езда на велосипедах». Бывалые участники помнят их место и звучание наизусть. Среди самых востребованных — «Полёт на бутылке сидра» и «Урна». На сегодняшний день обе так и не опознаны. Винить в этом принято режиссёра «Ну, погоди!» Вячеслава Котёночкина.

.

ВИНА РЕЖИССЁРА

.

Вячеслав Котёночкин на вечеринках не танцевал. Высокий, статный мужчина, взявший в жёны балерину Тамару Вишнёву, он сразу затмил бы любого на танцплощадке. На «Союзмультфильме» об этом прекрасно знали. Уже во втором выпуске Волк и Заяц танцевали танго — позднее для таких сцен Котёночкин звал жену и снимал её движения на камеру, чтобы потом срисовать для эпизода. Пластику и артикуляцию Волка он разрабатывал сам, стоя перед зеркалом. Сценаристы наперёд решали, что в тот или иной эпизод надо включить танцевальный номер: «Котёночкин справится блестяще».


В «Ну, погоди!» часто танцуют, но ещё чаще здесь звучат и стремительно сменяют друг друга композиции разных жанров. Некоторые длятся не дольше нескольких тактов. Музыка помогала Котёночкину организовать темпоритм сцен, сопроводить гэги, задать настроение и послужить комментарием к происходящему. Помните, как в мультсериале звучали «Айсберг» и «Миллион алых роз» Пугачёвой, «Трава у дома» ВИА «Земляне», «Чёртово колесо» Магомаева, «Песня о друге» Высоцкого? Это капля в море: в 16 эпизодах использованы более 100 композиций, лишь небольшая их часть написаны специально для мультфильма.


По словам сценариста Александра Курляндского, в музыкальном оформлении сериала участвовали вскладчину режиссёр, композиторы и музредакторы, сценаристы и художники. А «Траву у дома» из выпуска № 14 вовсе предложил сын режиссёра Алексей.


И всё же главным меломаном был сам Вячеслав. Можно встретить различные свидетельства: писали, что пластинки ему передавал друг, что он отбирал вещи из собственной коллекции. Сын вспоминал, как Котёночкин в середине 1970-х оказался с делегацией в США. Алексей попросил его привезти пластинку одной из любимых групп и выписал восемь названий. Отец привез всё — просто продавец в магазине увидел список и ловко запаковал всё, что в нём было названо.


Любовь Котёночкина к музыке едва не стоила ему карьеры. Режиссёр был постоянным посетителем ресторана «Спорт», где играла живая джазовая музыка. В какой-то момент Котёночкину поставили на вид его образ жизни — любителей джаза в СССР рассматривали как людей неблагонадежных — и посоветовали написать заявление об уходе. Он написал. Так родился мем «Союзмультфильма»: «Прошу меня уволить, а если можно, оставить».


Авторское право в СССР трактовали вольно, и это давало Котёночкину и товарищам возможность «контрабандой» протаскивать в мультфильм композиции без выяснения «родословной». Так в мультфильме очутились пионер рок-н-ролла Билл Хейли и легенда блюграсса Эрл Скраггс.

В 2000 году Котёночкин умер. Никто так и не успел пообщаться с ним насчёт музыки в мультфильме.


Конец 1 части



Текст: Никита Смирнов