Кратенько о том, кто, когда и зачем осваивал Дальний восток. И что из этого вышло

Кратенько о том, кто, когда и зачем осваивал Дальний восток. И что из этого вышло Камчатка, Дальний Восток, Сибирь, Длиннопост

Первые сведения о том, что там дальше за Сибирью есть ещё какой-то не то остров, не то полуостров, битком набитый разными богатствами, проникли в столицу российского государства ещё в середине 15 века. Первые путешественники на Камчатку по суше, через северный перешеек полуострова, пешком или на собаках, преодолевая в пути многочисленные трудности и опасности. Запас еды, порох и пули, строительные инструменты - всё это в далёких экспедициях приходилось везти или тащить волоком. А когда от тягот пути подыхали тягловые животные, путешественникам приходилось впрягаться в ярмо самим... Морской путь на Камчатку был проложен существенно позже, но и он не был легче. Например, участникам Первой камчатской экспедиции пришлось проделать путь от Петербурга до Охотска, везя с собой два разобранных пакетбота, включая пушки, ядра, мачты, якоря и инструменты, запасы пороха, пуль, провиант и товары для обмена. Самый трудный участок пути от Якутска до Охотска, более 1000 километров, всё это снаряжение приходилось тянуть людям, поскольку взятые в Якутске лошади тягот дороги не вынесли. Путешествие затянулось, провизия подошла к концу, ситуация дошла до того, что участники экспедиции вынуждены были схарчить даже кожаные ремни... Всё это касается Первой камчатской экспедиции, которая состоялась сильно позже описываемых событий, я привожу её только как пример, поскольку о ней сильно больше известно. Первые прибывшие на Камчатку путешественники не оставили нам подробных сведений, однако мы можем быть абсолютно уверены, им было не легче. Что же так неудержимо влекло русских людей в опасные северные дебри? Был ли то научный интерес, патриотический порыв прирастить русские земли, или религиозное рвение пылких проповедников? Да вовсе нет. Манило волшебное слово «Ясак»!


Ясак - это налог, изымаемый с покорённых северных народов шкурками пушных зверей. Пушнина, меха, шкурки - вот сокровище, которое в те годы добывали на Севере. Приходя на новое место, казаки первым делом строили острог - небольшую деревянную крепость, опираясь на которую всё местное население приводилось к покорности вооружённой рукой. Аборигенам доводилось, что они теперь не абы кто, а подданные Российской короны. Не всем на свете так повезло, и за удовольствие почитаться русскими подданными придётся заплатить. И хотя предполагалось, что ясак выплачивался в пользу государевой казны, размеры и регулярность выплат, государевы слуги устанавливали сами, так что большая часть собранных мехов до государства не доходила.


Следом за первопроходцами, на присоединенные земли приходили купцы и промышленники, строились фактории, разворачивалась промышленная добыча пушнины. Экспорт пушнины за рубеж – важная статья доходов Российской империи. И хотя пушнина ресурс возобновляемый, ненасытная жадность добытчиков быстро приводила к выбиванию популяции пушных зверьков. Хищническое, безоглядная эксплуатация и истребление подстёгивало дальнейшее продвижение на восток. Доктор исторических наук Олег Вилков сообщает, что если в 1640-е среднегодовая добыча сибирского соболя была порядка 145 000 шкурок, то уже к 1690-м она упала до 42 тысяч. А в общей сложности с 1621 по 1690 год было добыто порядка 7 248 000 шкурок. При этом из всего объёма добычи в доход государства поступала едва ли десятая часть. Во-первых, имея план по поставкам ясака, казаки собирали с местного населения как минимум вчетверо больше, во-вторых даже то, что было собрано, часто расхищалось в пути. Прекрасно понимая перспективы полного истребления пушных зверей, государство ограничивало промышленную добычу на освоенных территориях мерами, вплоть до смертной казни. А на неосвоенных – поощряло. Тем самым подталкивая нарождающийся в то время капитализм всё дальше и дальше на Восток. И вот уже волосатое щупальце молодой российской буржуазии протянулось и на Камчатку.