161

Корабль Гагарина впервые показывают народу!

В столичном Мультимедиа Арт Музее выставлен спускаемый аппарат «Востока-1».

Обгоревший шарик «Востока-1» сразу же после приземления Гагарина на поле в Саратовской области прикрыли тканью и увезли. Увезли в подмосковные Подлипки на режимную территорию королевского ОКБ-1. Поначалу его скрывали понятно почему: чтобы никто внутрь корабля свой нос не совал. Еще выяснится, что Юрий Алексеевич приземлился не в нем, а, сначала вылетел из спускаемого аппарата в катапультном кресле, а потом, уже самостоятельно спускался на землю на парашюте. Это факт долго скрывали — почему-то боялись, что полет не засчитают раз последние перед приземлением минуты космонавт провел вне космического аппарата.


Ну а потом «Восток-1» стал главным экспонатом в музее выросшей из ОКБ-1 ракетно-космической корпорации «Энергия». Музей это закрытый. Попасть в него сейчас можно, но очень хлопотно — только в составе группы, по предварительному письму. В общем, до сих пор тех, кто видел «тот самый гагаринский корабль» наберется может быть несколько тысяч человек.И вот — впервые за 55 лет! - спускаемый аппарат «Востока-1» можно посмотреть простым людям. Заглянуть внутрь, и  даже прикоснуться к порыжевшему металлу.

Корабль Гагарина впервые показывают народу! Космос, Восток-1, Космический аппарат, Юрий Гагарин, Длиннопост
Корабль Гагарина впервые показывают народу! Космос, Восток-1, Космический аппарат, Юрий Гагарин, Длиннопост
Корабль Гагарина впервые показывают народу! Космос, Восток-1, Космический аппарат, Юрий Гагарин, Длиннопост
Корабль Гагарина впервые показывают народу! Космос, Восток-1, Космический аппарат, Юрий Гагарин, Длиннопост
Корабль Гагарина впервые показывают народу! Космос, Восток-1, Космический аппарат, Юрий Гагарин, Длиннопост

Найдены возможные дубликаты

+11
Вот нельзя было поставить капсулу в центр экспозиции?
+4

Это факт долго скрывали — почему-то боялись, что полет не засчитают


омг, этот "факт" я знаю по меньшей мере с конца 70х, когда наконец-то научился читать. ещё такой вопрос - кто "засчитывал" полёты в космос в 1961 году?

раскрыть ветку 7
+9

"Международная комиссия учёта космических полётов", конечно же. Мало кто знает, но первые 3 полёта, до Гагарина, были не засчитаны, в первых двух в крови космонавтов обнаружили допинг, а в третий раз зафиксировали фальстарт.

ещё комментарии
0

> Международная Федерация Аэронавтики (Federation Aeronautique Internationale — FAI) не признала бы рекордным полет, в которым пилот не приземлился в собственном корабле. Что за ерунда, ребята? Если ваши записи не признают достижения Юрия Гагарина, то эти самые записи вообще не стоит принимать всерьез!

https://geektimes.ru/post/168937/

0

Кстати, детские корабли из Dragon Ball основаны на корабле Гагарина.

0

Именно в Королёвском музее его раза три видел.

0

а где остальная экспозиция? насколько я помню на энергии довольно плотно экспонаты стоят

Похожие посты
38

Инженеры NASA работают над роботом-исследователем на "паровой тяге"

Исследователи ледяных лун в Солнечной системе однажды могут охотиться за жизнью на них, используя старомодный метод: паровую тягу. Инженеры Лаборатории реактивного движения NASA работают над концепцией робота, который мог бы избежать ряд проблем классических механизмов и дать преимущество при изучении сложных поверхностей. Паровая тяга может использоваться для прыжков робота по ледяной местности, например, на спутнике Юпитера Европе или спутнике Сатурна Энцеладе. Это очень интересные для исследования объекты, поскольку считается, что под их толстой ледяной коркой существуют внушительные океаны. Однако мало что известно в деталях о поверхностях этих лун, поэтому навигация по ним будет особенно сложной.

Инженеры NASA работают над роботом-исследователем на "паровой тяге" NASA, Космос, Космические исследования, Sparrow, Космонавтика, Космический аппарат, Видео

И поэтому концепция парового прыжкового робота выглядит перспективной. Робот размером с футбольный мяч состоит из системы двигателей, авионики и научных инструментов, заключенных в защитную сферическую клетку. Паровой двигатель позволит также не загрязнять исследуемую среду, как это сделали бы традиционные химические ракетные двигатели. Паровые двигатели могут быть заправлены с помощью растопленного льда, а низкая гравитация этих лун не потребует больших усилий для совершения прыжков короткими выбросами пара. И ему не так важен будет проходимый ландшафт – такая концепция применима для самого сложного рельефа.

Концепция включает в себя посадочную платформу, которая будет базой для прыгающего робота. Платформа будет добывать лед, растапливать его и заправлять «прыгуна» - Steam Propelled Autonomous Retrieval Robot for Ocean Worlds (SPARROW). Внутри своих двигателей SPARROW будет превращать воду в пар и выстреливать его, совершая прыжки. Затем робот будет возвращаться к платформе для доставки научных образцов и новой заправки. Чтобы максимизировать исследовательский эффект, отправлять с одной платформой можно целую группу SPARROW.

Концепция SPARROW еще в 2018 году получила первичное финансирование в рамках программы NASA Innovative Advanced Concepts (NIAC), предназначенной для разработки перспективных необычных инженерных идей, которые в своем окончательном виде или частично могут быть применены в конструкции исследовательских аппаратов нового поколения. После первичного финансирования авторы идеи разработали и протестировали различные водные топливные системы, провели моделирование процесса прыжка и посадки, выявляя наиболее эффективные усилия, углы и скорость.


источник

https://www.nasa.gov/feature/jpl/this-hopping-robot-could-ex...

https://vk.com/wall-22468706_90665

Показать полностью
60

Ответ на пост «NASA может отправить исследовательскую миссию к Тритону» 

Ответ на пост «NASA может отправить исследовательскую миссию к Тритону» NASA, Космические исследования, Космос, Астрономия, Наука, Космический аппарат, Космическая программа, Ответ на пост, Длиннопост
В посте:


Летом 2021 года NASA должно выбрать следующую исследовательскую миссию, которая будет профинансирована по программе Discovery.

Думаю, многим будет интересно, что вообще такое - программа Discovery, какие еще есть в программы в NASA, и вообще, чем занимается сегодня NASA, кроме как МКС, работой с частниками вроде SpaceX или Boeing, или до этого покупок мест на "Союзах".  Потому что к сожалению, в общественности сформировалось устойчивое мнение, что дни NASA - это дни Аполлонов, Вояджеров, Хаббла, и Шаттлов, а теперь они "уже не те", денег не получают, будущее только за частниками, итд.


В NASA есть три уровня миссий по исследованию дальнего космоса (за пределами земной орбиты, и не считая пилотируемой космонавтики):


1. Flagship: Самые сложные и дорогие. Сегодня почти весь бюджет этой программы продолжает кушать James Webb Space Telescope. Очень надеемся, что он все-таки будет доделан до конца и не взорвется на старте.


Другие миссии этой программы:


* Ровер Curiosity на Марс

* Зонд и аппарат Cassini-Huygens на Сатурн и поверхность Титана

* Рентгеновский телескоп Чандра

* Обсерватория гамма-лучей Compton

* Телескоп Спитцер


В будущем, в этой программе продолжается упор на другие космические обсерватории, так как на сегодняшний день, именно космические телескопы дают максимальную ценность для науки. Кроме этого, разрабатывается ровер Perseverance (та же модель, что Curiosity), и изучаются проекты по посадке на спутник Юпитера Европу, где есть жидкая вода и теоретически может быть жизнь.


2. New Frontiers: Миссии среднего уровня по бюджету и времени. Например:


* Зонд New Horizons на Плутон, Харон, и недавно, Ultima Thule

* Зонд Parker Probe к Солнцу

* Зонд Juno на Юпитер

* Аппарат OSIRIS для возврата материала с астероида


В будущем, одна из наиболее интересных миссий: Вертолет Dragonfly на Титан. В других перспективах - возврат материала с комет, посадочный аппарат на Энцелад, исследование южного полюса Луны, посадочный аппарат на Венеру (до сих пор на Венеру садились только аппараты СССР).


3. Discovery (о чем речь в посте-оригинале). Наиболее бюджетные миссии, но далеко не самые бесполезные. Просто в этой программе упор на скорость разработки и максимальный оборот. В прошлом и настоящем:


* Зонд-таран Deep Impact на комету Tempel 1

* Зонд MESSENGER к Меркурию

* Аппарат GENESIS для сборки космической пыли

* Зонд Dawn к Церере и другим объектам пояса астероидов

* Телескоп Kepler для изучения экзопланет

* Зонд GRAIL для изучения гравитации Луны

* Аппарат InSight на поверхность Марса
* Зонд Lunar Reconnaissance Orbiter для поиска подходящих лунных посадочных мест для будущих пилотируемых миссий


В будущем - упомянутая в посте-оригинале миссия к Тритону, и другие проекты - например, к троянским астероидам Юпитера.


Причем, (1) это все лишь за последние 20 лет, то есть уже позже Вояджеров и Хаббла, и (2) список не исчерпывающий, например, роверы Spirit и Opportunity разрабатывались отдельно от всех трех программ, и не упомянуты многие другие миссии, особенно те, что еще в процессе разработки.


За каждой, даже самой дешевой, из этих миссий, стоят как минимум сотни людей и миллионы долларов. И это все не считая земных спутников, частичной поддержки МКС и научных экспериментов на ней, пилотируемой космонавтики, работы с частниками, обслуживанием космодромов и инфраструктуры, разработки и обслуживанием наземных обсерваторий и станций (например, Deep Space Network), управлением и регуляцией, да и всем другим, чем занимается NASA.


Так что "хоронящим NASA": частники и международное участие - это очень хорошо и правильно, но не стоит забывать, что NASA до сих пор выполняет львиную долю космических исследований.

Показать полностью
165

12 апреля 1961 года из дневника очевидца

Попала ко мне однажды среди разных старых книг стопка тетрадей. Оказалась частью дневника советской студентки 60х годов.

12 апреля 1961 года из дневника очевидца Космос, Юрий Гагарин, День космонавтики, Дневник, СССР, Длиннопост

Я не люблю лезть в чужую жизнь, но первая же страница заставила обратить на себя внимание. Обратить внимание на дату, ту, что сегодня мы отмечаем как День космонавтики. Я сохранил тетрадь, поэтому сегодня покажу вам настоящие, без пафоса и пропаганды, впечатления обычного человека в тот великий день!

12 апреля 1961 года из дневника очевидца Космос, Юрий Гагарин, День космонавтики, Дневник, СССР, Длиннопост

Старая тетрадь кончилась. Сегодня начинаю новую. Как хочется, чтобы здесь можно было написано всё только хорошее, но я не имею ввиду скрывать плохое, нет. Хочется, чтобы всё шло гладко и хорошо.

Сегодня произошло большое событие мирового масштаба.

Сегодня, 12 апреля 1961 года был запущен в космос новый космический корабль "Восток" с человеком. Здорово! В космос полетел человек. Этот счастливец - Юрий Алексеевич Гагарин. Сердце наполняется гордостью за нашу страну, за наш народ. И действительно чувствуешь себя счастливой от того, что живешь в такое время. Это не громкие слова, нет. Это ведь действительно так. Я ужасно не люблю громких слов, но здесь уже не удержаться.

Больше пока сногсшибательных новостей мирового масштаба нет.

Теперь напиши у себе. Сейчас с больна, вернее уже почти поправилась. Сегодня иду выписываться.

Ко мне приезжала Галка. Мне так приятно видеть её. Я сама не могу объяснить что именно я так ценю в ней, за что она мне так бесконечно дорога. Честное слово не знаю. Но сейчас я даже не представляю, как бы я училась, не зная или даже не видя её.

Как жалко, что мы с ней учимся в разных группах.

Показать полностью 1
457

В память об одном из первопроходцев космической медицины

Сегодня отмечается День космонавтики и мы все вспоминаем первого покорителя космоса Юрия Гагарина. Но прежде чем человек впервые совершил полет в космос, командой профессионалов и больших энтузиастов своего дела была проделана огромная подготовительная работа. И вот об одном из этих людей и хотелось бы рассказать )

В память об одном из первопроходцев космической медицины Космос, Юрий Гагарин, Длиннопост, СССР, Раритетное фото

Касьян Иван Иванович - мой дедушка, доктор медицинских наук, один из первых врачей, отобранных для изучения невесомости. Работал с Юрием Гагариным, Алексеем Леоновым, Владимиром Комаровым, Алексеем Елисеевым и другими космонавтами. Совершил 420 полета в условиях кратковременной невесомости (ниже будет понятно, что это такое:)), в том числе 22 с Гагариным. Автор большого числа научных работ, много занимался общественной деятельностью, часто выступал с лекциями. Участвовал в Великой Отечественной войне.

Краткая биография

В память об одном из первопроходцев космической медицины Космос, Юрий Гагарин, Длиннопост, СССР, Раритетное фото

Фото из семейного архива

В память об одном из первопроходцев космической медицины Космос, Юрий Гагарин, Длиннопост, СССР, Раритетное фото
В память об одном из первопроходцев космической медицины Космос, Юрий Гагарин, Длиннопост, СССР, Раритетное фото
В память об одном из первопроходцев космической медицины Космос, Юрий Гагарин, Длиннопост, СССР, Раритетное фото
В память об одном из первопроходцев космической медицины Космос, Юрий Гагарин, Длиннопост, СССР, Раритетное фото

Несколько редких фотографий Ю. Гагарина

В память об одном из первопроходцев космической медицины Космос, Юрий Гагарин, Длиннопост, СССР, Раритетное фото
В память об одном из первопроходцев космической медицины Космос, Юрий Гагарин, Длиннопост, СССР, Раритетное фото
В память об одном из первопроходцев космической медицины Космос, Юрий Гагарин, Длиннопост, СССР, Раритетное фото

Статья, опубликованная в "Комсомольской правде" 12 апреля 1985 г., в ней как раз упоминаются тренировочные полеты в условиях кратковременной невесомости

В память об одном из первопроходцев космической медицины Космос, Юрий Гагарин, Длиннопост, СССР, Раритетное фото

К сожалению, дедушка умер в конце 1990 г., мне тогда не исполнилось и 4-х лет и "живых" воспоминаний с ним почти не осталось, только один эпизод. Но сохранилось несколько ч\б фотографий, вот одна из них :)

В память об одном из первопроходцев космической медицины Космос, Юрий Гагарин, Длиннопост, СССР, Раритетное фото

Молодые дедушка с бабушкой :)

В память об одном из первопроходцев космической медицины Космос, Юрий Гагарин, Длиннопост, СССР, Раритетное фото

В заключение, добавлю что в интернете есть брошюра "Первые шаги в космос", написанная Касьяном И.И. и подробно описывающая тот период.

http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/znan/1985/11/11-perv-sha...

Показать полностью 12
1493

Наши в космосе

Папе было 10 лет, когда Гагарин полетел в космос. Мы с сестрой спросили, какие ощущения у людей были, что происходило в этот момент.

Наши в космосе День космонавтики, Космос, Юрий Гагарин

С одной стороны интересно просто всякие историйки читать, а с другой стороны как представишь, что есть ведь люди, которые реально застали эти события, были очевидцами... Мурашки по коже. И да, с днем космонавтики вас.

179

12 апреля - день космонавтики

Просто несколько старых картин, с которыми хотелось бы вас познакомить.

12 апреля - день космонавтики Арт, Живопись, Космос, День космонавтики, Юрий Гагарин, Апрель, СССР, Длиннопост

Плотнов Андрей Иванович (1916-1997) Ю.А.Гагарин. 1974 г.

12 апреля - день космонавтики Арт, Живопись, Космос, День космонавтики, Юрий Гагарин, Апрель, СССР, Длиннопост

Колесников Алексей (род 1932) Гагарин в Артеке 1983 г.

12 апреля - день космонавтики Арт, Живопись, Космос, День космонавтики, Юрий Гагарин, Апрель, СССР, Длиннопост

Суворова Анна Петровна (1925-2007) Гагарин и пионеры в Артеке 1969 г.

12 апреля - день космонавтики Арт, Живопись, Космос, День космонавтики, Юрий Гагарин, Апрель, СССР, Длиннопост

Бабинова Елена Среда, 12 апреля 1961 года. 2011 г.

12 апреля - день космонавтики Арт, Живопись, Космос, День космонавтики, Юрий Гагарин, Апрель, СССР, Длиннопост

Рязанов Юрий (1936-1985) Первый. 1980 г.

12 апреля - день космонавтики Арт, Живопись, Космос, День космонавтики, Юрий Гагарин, Апрель, СССР, Длиннопост

Дейнека Александр (1899-1969) Покорители космоса. 1961 г.

12 апреля - день космонавтики Арт, Живопись, Космос, День космонавтики, Юрий Гагарин, Апрель, СССР, Длиннопост

Тихомирова Ольга (род. 1937) Во имя человечества.

12 апреля - день космонавтики Арт, Живопись, Космос, День космонавтики, Юрий Гагарин, Апрель, СССР, Длиннопост

Бут Николай (1928-1989) Первый космонавт Ю. А. Гагарин 1961 г.

Показать полностью 6
97

Солнечный ветер

Это видео собрано из снимков, полученных камерой космического аппарата STEREO, которая смотрит в видимом диапазоне в 20-градусной области пространства с центром в 25-градусах от Солнца.

Сам космический аппарат находится на противоположной стороне Солнца (следовательно, Земля, кажется, находится близко к Солнцу). Порывистый материал, исходящий слева, - это солнечный отток - в частности, солнечный ветер плюс пара выбросов корональной массы. Очень яркий статический объект справа - Земля. На заднем плане вы видите множество звезд, движущихся по полю, в том числе скопление Плеяды.

Космо-телега:
https://t.me/kosmo_off/504

117

"Пожиратель" космического мусора запатентован в России

"Пожиратель" космического мусора запатентован в России Космос, Космический мусор, Космический аппарат, Техника, Технологии

Космический аппарат, улавливающий и перерабатывающий мусор на орбите Земли в топливо, получил два патента в России, следует из презентации аппарата, представленного на 44-х академических чтениях по космонавтике.


Как сообщила на чтениях автор доклада и обладатель патентов, сотрудник компании "Российские космические системы" (АО "РКС") Мария Баркова, проблема мусора на околоземной орбите носит системный характер, а ее решение требует неотложных мер.


Основу мусора составляют отработавшие свой срок космические аппараты различного размера, ступени ракет-носителей, космические зонды и их обломки, эксплуатационный мусор. Рост числа пусков новых аппаратов увеличивает потенциальную опасность столкновений действующих спутников с отработавшими свой срок, предупредила сотрудница РКС. Для решения этой задачи Баркова предлагает создать аппарат, который будет ловить и перерабатывать мусор на орбитах от 800 км в так называемое псевдожидкое топливо.


По замыслу автора проекта, ловец мусора будет обнаруживать и захватывать его титановой сетью диаметром 100 метров, которая способна взять единовременно до полутонны металла, измельчать и путем химической реакции Сабатье (реакция водорода с диоксидом углерода при повышенной температуре и давлении) получать метан и воду. Первый будет использоваться как топливо, вода будет необходима для ее расщепления на кислород и водород для новых циклов реакции. Время реакции - от 6 до 8 часов.


"Срок жизни аппарата - 10 лет", - сказала "Интерфаксу" Баркова. Она сообщила, что получила патент на изобретение сборщика космического мусора, кроме того уже подана заявка на промышленный образец и на международный патент.


https://www.interfax.ru/russia/693181

Показать полностью
117

Солнечный ветер. Съемка аппарата Parker Solar Probe

Аппарат изучил Солнце с расстояния 24 млн. км - это ближе чем среднее расстояние до ближайшей планеты - Меркурия.

439

Поездка Гагарина в Японию

Визит 1962 г. в Японию Юрия Гагарина вызвал запредельный ажиотаж. Только свадьба, рождение ребенка в императорской семье теоретически могли бы с ним сравниться. Но ничего такого в 1962-м не приключилось, и главным событием года в Японии стал визит Гагарина.


В торгпредстве СССР в Токио был детский сад — единственный на все соцстраны. В группах кроме советских детей были венгры, поляки, немцы. И когда сообщили, что прием в честь Гагарина будет в торгпредстве, весь мировой дипкорпус правдами-неправдами, знакомствами, «дипломатическими» интригами пытался туда пробиться. Счастливцы из социалистического лагеря страшно гордились: они-то пропуска имели (приводили-забирали детей). Рекорд 1962 г. по «набитости» здания торгпредства наверняка не побит и по сей день.


Выбрав комнату, запускали людей — до концентрации часа пик в метро, — потом приглашали Гагарина, пережидавшего это время с нами, детьми, в комнате под лестницей. Он входил, становился посередине толпы; три-пять минут магниевой фотоканонады — и он возвращался к нам.


С детьми Юрий Алексеевич общался прекрасно — мы были главными именинниками того визита. Когда, с трудом удалив предыдущую, запускали новую команду, маневр (приглашение Гагарина) повторяли. Свидетели фиксируют атмосферу буйной радости, крики: «Товарищи! Товарищи! Немного назад отступите! Чуть правее, товарищи!..»


Что характерно, британцы, французы, американцы на «товарищей» в тот день реагировали правильно: послушно подавались назад, раздвигались вправо-влево. Сохранились фотографии того сумбура: сейчас с большим трудом можно отличить просто «товарища» от «господина товарища»…


Из взрослых свидетельств — воспоминания врача Зинаиды Косенко: «12 апреля в городе Фукуока к нам, еще ничего не знавшим, подошел человек и поклонился: «От души поздравляю — сейчас получено известие: советский человек поднялся в космос!» Под камфарными деревьями бегал пятилетний мальчик, мать сидела на скамейке. Увидев нас, поднялась, поклонилась: «Примите наше восхищение Гагариным». Шахтер: «Как только услышали по радио, сложили свои гроши и выпили пива…» Продавец газет в Кобе радостно крикнул по-русски: «Я ел кашу в Комсомольске-на-Амуре!» Очень часто мы слышали: «Советские люди — новые люди…»

268

Джефф Безос презентовал проект лунного посадочного модуля

Джефф Безос презентовал проект лунного посадочного модуля Космос, Blue Origin, Джефф Безос, Луна, Космический аппарат, Космонавтика, Лунная программа, Видео, Длиннопост

Владелец космической компании Blue Origin миллиардер Джефф Безос презентовал дизайн лунного посадочного модуля Blue Moon, с помощью которого его компания (на разрабатываемой ракете New Glenn) планирует отправить астронавтов на луну.


Модуль будет оснащен водородными двигателями, лазерными приборами для изучения топографии Луны, и гигабитной коммуникацией с Землей. Он также сможет нести на себе другие зонды и луноходы. Общий вес доставляемого на Луну полезного груза составит от 3,6 до 6,5 тонн.


Пример лунохода:

Джефф Безос презентовал проект лунного посадочного модуля Космос, Blue Origin, Джефф Безос, Луна, Космический аппарат, Космонавтика, Лунная программа, Видео, Длиннопост

Этот проект является одним из ответов частного сектора вице-президенту США Майку Пенсу, который призвал NASA доставить астронавтов на Луну "любым способом" к 2024 г., и в частности с возможностью привлечения частных компанией (особенно в следствии задержек NASA в создании собственной ракете-носителе SLS, который не будет способен на подобную миссию до 2028 г.)


Проект предусматривает создание лунной орбитальной станции и лунной базы на южном полюсе спутника. База в одном из кратеров южного полюса должна обеспечить доступный лед как источник воды (на полюсах Луны находится более 500 миллионов тонн льда), а также защитить астронавтов от космических лучей. При источнике энергии (таким, как портативная ядерная электростанция) лед также может быть расщеплен на кислород и водород, которые могут служить топливом для обратного полета.


Один из вариантов лунной орбитальной станции:

Джефф Безос презентовал проект лунного посадочного модуля Космос, Blue Origin, Джефф Безос, Луна, Космический аппарат, Космонавтика, Лунная программа, Видео, Длиннопост

Безос считает, что кроме профессиональных астронавтов, его платформа позволит со временем продавать полеты на Луну туристам, по цене от $200-300 тысяч долларов за полет.


Кроме Джеффа Безоса, в космической гонке участвует компания Илона Маска SpaceX с существующей ракетой Falcon Heavy и разрабатываемой ракетой BFR, а также стартапы вроде Momentus.

Показать полностью 2 1
142

Как космонавты видят спуск корабля Союз-ТМА. Видео с разных точек.

Итак я решил поделиться с Вами наверное самым интересным этапом полета корабля Союз-ТМА (начиная с 700й серии) с разных точек зрения. Во первых это впервые публикуемое в сети видео спуска корабля Союз-ТМА как его видят космонавты на экранах своего компьютера управления кораблем (или если говорить языком более научным то Пульта Спускаемого Аппарата системы "Нептун-МЭ") а так же видео того как спуск проходит из иллюминаторов. и коротенький рассказ о том как же спуск происходит и что это такое.

Итак весь спуск относится к Системе Управления Спуском (далее что бы экономить место и сделать статью более "реалистичной" буду сокращать некоторые слова (к примеру это слово - СУС) которые сами космонавты сокращают и практически 70% всей информации идет в сокращениях) которая в свою очередь является подсистемой Системы Управления Движением (СУДН). СУС ТК (Система Управления Спуском Транспортного Корабля) «Союз-ТМА» предназначена для организации управления движением СА(Спускаемого Аппарата) от момента разделения и до отстрела экрана лобовой теплозащиты с целью безопасного возвращения экипажа на Землю в заданный район посадки.

СУС образует автономный контур управления и обеспечивает безопасное возвращение экипажа при возникновении в ней любых двух отказов (двух "рестартов" - отказов компьютера управления спуском КС020-М).

Средствами программного обеспечения управления спуском в КС020-М (спецвычислитель который решает задачи управления спуском) реализованы многие алгоритмы, такие как:

– возможность приведения на полигон, заданный двумя координатами и т.д.

Обеспечение высокой точности посадки СА (отклонение точки посадки от расчетной не более 500 метров) достигается за счет развитого алгоритма формирования опорной зависимости, адаптации управления к расчетным параметрам СА и оценкам аэродинамического качества, а также за счет специальных алгоритмов диагностики и обработки сигналов акселерометров.

Величина перегрузки на возмущенной траектории не превышает G = 6,0 ед.

СУС обеспечивает управление траекторией спуска и угловым движением СА на всем протяжении его автономного полета и может работать в следующих режимах:

На этапе автономного управления спуском СУС ТК «Союз-ТМА» может работать в следующих режимах:

- АУС - автоматический управляемый спуск;

- РУС - ручной управляемый спуск;

- БС - баллистический спуск;

- БСР - баллистический спуск резервный.

АУС является штатным режимом СУС. Он начинается с момента разделения и заканчивается по вводу парашютной системы, обеспечивая посадку в заданный район с указанной выше точностью.

Режим РУС является резервным, дублирующим АУС в ряде нештатных ситуаций.

Режим БС применяется в случае невозможности осуществления управляемого спуска.

Режим БСР используется при отказе основного контура СУС. В этом случае формируется новый контур, в состав которого входит ограниченное количество приборов.


В данной статье мы не будем разбирать режимы РУС, БС и БСР и разберем вкратце только штатный обычный и привычный режим Автоматического Управляемого Спуска - АУС.

АУС является штатным режимом СУС. Он начинается с момента разделения и заканчивается по вводу парашютной системы, обеспечивая посадку в заданный район с точностью 1500 метров в диаметре от ввода парашютной системы (как следствия окончания работы системы управления спуском и переход на неуправляемый режим).

Для обеспечения автоматического управляемого спуска используются только основные алгоритмы режима «Спуск», которые в этом случае осуществляют решение следующих задач:

- обработка пространственной конфигурации, контроль и диагностика информации с выбором оптимальной опорной тройки каналов измерения ускорения;

- расчет проекций кажущейся скорости  и полной величины;

- вычисление перегрузки nx и выдачу ее на формат «СПУСК»;

- вычисление значения баллистического промаха ΔТвн и выдачу его на формат «СПУСК» по входу в атмосферу (Vs=25,6 м/с);

- формирование дискретных (200 м ∕ с) приращений кажущейся скорости ΔVs формируя движения маркера (черный квадрат движущийся по оранжевому полю);

- коррекция опорной траектории по апостериорной информации;

- формирование управляющего угла крена;

и т.д...



Спуск можно разбить на три участка. Внеатмосферный - атмосферный и работа парашютной системы.

Участок полета с момента разделения (то есть от момента как была подана команда на разделение отсеков корабля) и до момента входа в атмосферу (Vs = 25,6 м ∕ с) называется внеатмосферным.

Система управления спуском начинает функционировать с момента прихода команды «Разделение».

Видео о работе СУС начинается именно с этого момента - с прихода команды РАЗДЕЛЕНИЕ (Тразд - время разделения)

По этой команде выполняются следующие операции:

- формируются управляющие сигналы для включения двигателей СИО-С (Системы Исполнительный Органов Спуска);

- подключается к работе блок БАСИО-С (Блок Автоматики СИО-С);

- на ИнПУ( Интегрированный Пульт Управления) 1,2 автоматически инициируется формат «СПУСК» ;

- запускается счетчик времени , который останавливается в момент фактического входа в атмосферу (Vs = 25,6 м/с).

На внеатмосферном участке полета СУС осуществляется стабилизацию поперечной оси СА(Спускаемого Аппарата) по бинормали к плоскости орбиты (стабилизация СА в плоскости крена и курса) и демпфирование его колебаний в плоскости орбиты (в плоскости тангажа):

- стабилизация СА по каналам крена и рыскания;

- демпфирование угловой скорости по каналу тангажа.

Поддержание угла крена осуществляется с точностью +/- 4 градуса, а угла тангажа точностью +/- 6 градусов .

Ориентацию СА относительно оси крена экипаж контролирует по положению индекса программного угла крена (стрелка вниз) на шкале формата «СПУСК» в правом верхнем углу кадра. До входа в атмосферу индекс программного угла колеблется относительно центра шкалы, соответствующего крена = 0 град., в пределах +/- 4 град.

В процессе спуска на внеатмосферном участке экипаж может контролировать по иллюминаторам вращение СА с остаточной скоростью. Это происходит вследствие того, что тангажный канал не стабилизирован, а настройка контура по угловой скорости составляет 2 град./c.

Приблизительно за 1 - 1,5 мин. до входа в атмосферу вращательное движение СА переходит в колебательное относительно балансировочного угла атаки. Этот переход осуществляется на высоте 140 - 120 км вследствие «захвата» СА верхними слоями атмосферы. К моменту входа СА в атмосферу (высота полета 80-90 км), аппарат стабилизируется под действием аэродинамических моментов в плоскости полета таким образом, что его продольная скоростная ось ориентированна по направлению скорости полета с точностью не хуже нескольких градусов и осуществляется стабилизация продольной балансировочной оси СА по направлению скорости полета с точностью плюс/минус 5.0.


Участок полета с момента входа в атмосферу и до момента отстрела лобового теплозащитного покрытия называется атмосферным.

Контуры ориентации и стабилизации на атмосферном участке выполняют следующие задачи:

- программные повороты СА по крену на углы крена програмного;

- стабилизацию СА в канале крена;

- демпфирование (гашение) угловых скоростей в каналах рыскания и тангажа.

На этом участке осуществляется управление программными разворотами СА в плоскости крена с целью управления траекторией спуска и демпфирование его колебаний в плоскостях тангажа и курса. При этом скоростная ось СА стабилизируется в направлении скорости набегающего потока

Атмосферный участок полета начинается с момента фактического входа СА в атмосферу, который фиксируется экипажем по началу мигания транспаранта «Перегрузка» (ИнПУ – формат «СПУСК», а так же на сигнализаторах). Первое загорание этого транспаранта происходит при величине кажущейся скорости Vs = 25,6 м/с , что соответствует величине продольной перегрузки nx = 0,2 ед.

В момент входа в атмосферу осуществляется разворот объекта на начальный угол крена.

где: крен0 = +/- 60 град. – опорный угол крена;

КренПрограмный – угол крена, сформированный КС020-М для устранения баллистического промаха Δtвн.

Этот разворот экипаж контролирует на формате ИнПУ «СПУСК» по положению индекса программного угла крена. В начальный момент времени индекс уходит от центра шкалы до ее обреза скачком, затем со скоростью омега x = 15 град/с возвращается и занимает положение, соответствующее величине КренаПрограмного. Центр шкалы соответствует опорному углу крен0 = +/- 60 град.

Значения счетчика времени tсч, запущенного по разделению, постоянно сравниваются с расчетной продолжительностью внеатмосферного участка (tвн), отсчитываемой также от разделения. По приходу команды «Атмосфера» (метка VS = 25,6 м/с) возможны два состояния. Первое – когда прошла команда «Атмосфера» (счетчик tсч уже не работает), а tвн еще не закончилось (tвн > tсч). В этом случае промах внеатмосферного участка будет недолетным. Второе – когда команда «Атмосфера» еще не прошла (счетчик tсч еще работает), а tвн уже закончилось (tвн < tсч). Промах внеатмосферного участка будет перелетным.

В первом случае экипаж увидит перемещение индекса приращения угла крена вправо от центра шкалы, во втором – влево.

По достижению СА значения VS = 7200 м/с КС020-М прекращает вычисление угла КренаПрограмного, что означает завершение управления дальностью. Объект остается в положении, соответствующем последнему вычисленному значению КренаПрограмного (далее = γпр). Это происходит за 1,5 – 2 минуты до ввода основной парашютной системы.

Для обеспечения расчетной эффективности управляющих двигателей и заданного быстродействия при выполнении программных разворотов на протяжении всего атмосферного участка при величине продольной перегрузки nx = 4,2 ед (G = 4,2). осуществляется подключение второго комплекта управляющих двигателей в канале крена.

По вводу основной (ОСП) или запасной парашютных систем (ЗСП) СУС переходит в режим БС (Баллистический Спуск) с закруткой. Экипаж контролирует этот переход по появлению угловой скорости закрутки СА, а также по загоранию транспарантов «БС» и «Закрутка СА» на ТС-5.

Режим БС прекращается по команде «Отстрел лобовой теплозащиты». По этой команде выключается питание приборов СУС и гаснут транспаранты: «Акселерометр», «СГ», «БДУС-2», «СГ разарр.», «БС», «РУС». По этой же команде блок БАСИО-С осуществляет слив топлива путем подачи команд на открытие всех клапанов УРМД СИО-С.

Более подробно работу парашютной системы мы будем разбирать в отдельном видео (да да я буду делать 3х мерные видео с комментариями).


Видео первое: Как видит командир экипажа спуск на компьютере (ИнПУ) на формате спуск с момента разделения (какой этап миссии можно увидеть в левом нижнем углу). На этом видео преставлены штатные режимы автоматики системы управления спуском от момента разделения до посадки.

Далее предлагаю посмотреть очень интересное видео канала АльфаЦентавры о спуске Союза

Так же представляю Вашему вниманию хоум видео о Системе Управления Спуском записанное с моим другом из Ярославля. Качество аудио не очень (нет нормального микрофона - на низкой громкости может быть не слышно)

Еще одно видео о том как проходит спуск с Ютуба

Так же хочу показать схему спуска примерную, в ней я указал оранжевой линией внеатмосферный участок полета, а красной атмосферный.

Как космонавты видят спуск корабля Союз-ТМА. Видео с разных точек. Космос, Союз-Тма, Космический аппарат, Нептун-Мэ, Видео, Длиннопост

А так же впервые публикуемое видео непосредственно из самого спускаемого аппарата о ходе спуска:

В следующем посте я расскажу про форматы, про которые я так и не рассказал и попробую как нибудь с вами взаимодействовать в работе с пультом космонавтов и его программой. Провести так сказать виртуальные онлайн уроки по пилотированию корабля Союз. Так что будьте в курсе, я напишу о стриме....

Показать полностью 1 5
122

Серия советских кораблей "Восток"

Восток - серия космических кораблей, позволивших СССР осуществить первые полёты человека в космос.

Основными научными задачами, решаемыми на этих кораблях, были изучение воздействий космоса на человека, отработка конструкции и систем, и проверка основных принципов построения космической техники

Корабли серии "Восток" были одноместными, вес составлял чуть более 4,5 тонн. Длина без антенн равнялась 4,4 метра, внутренний жилой объём составлял 1,6 кубометра.

Всего этот корабль запускался 12 раз, из них 6 - с человеком на борту.

Серия советских кораблей "Восток" Космос, Космонавты, СССР, Восток-1, Валентина Терешкова, Юрий Гагарин, Длиннопост

"Восток-1" - корабль, на котором 12 апреля 1961 года совершил свой знаменитый полёт Юрий Алексеевич Гагарин. Длительность полёта составила 1 час 48 минут, за это время был совершён 1 виток вокруг Земли.

Первый полёт проходил в автоматическом режиме. Однако в случае критической ситуации космонавт мог бы переключиться на ручное управление. За время полёта Юрий Гагарин провёл простейшие эксперименты: пил, ел, делал записи в журнале карандашом.

"Восток-2" - корабль, стартовавший 6 августа 1961 года с Германом Степановичем Титовым на борту. Полёт длился 25 часов 18 минут, за это время было совершено 17 витков вокруг Земли.

Проводились медицинские эксперименты, съёмка Земли. (Фото внизу было сделано Титовым). Космонавт дважды вручную выполнил ориентацию корабля. Поскольку полёт длился более суток, на орбите Герман Титов также спал.

Серия советских кораблей "Восток" Космос, Космонавты, СССР, Восток-1, Валентина Терешкова, Юрий Гагарин, Длиннопост

"Восток-3" и "Восток-4" - первый в мире групповой полёт космических кораблей. Одной из задач был военный эксперимент по программе создания перехватчика спутников. Благодаря большой точности в выведении на орбиту обоих кораблей параметры их орбит практически совпадали, максимальное сближение кораблей составило порядка 6,5 км. В полёте космонавты визуально наблюдали корабли друг друга.

На Землю впервые передавались изображения космонавтов, которые сразу транслировались по ТВ. В полёте космонавты освобождались от катапультируемых кресел и свободно плавали в кабине в условиях невесомости; проводились медико-биологические эксперименты.

"Восток-3" стартовал 11 августа 1962, пилот - Андриян Григорьевич Николаев. Его полёт продолжался около четырёх суток.

"Восток-4" стартовал на сутки позже, пилот - Павел Романович Попович.

Приземлились корабли практически одновременно.

Серия советских кораблей "Восток" Космос, Космонавты, СССР, Восток-1, Валентина Терешкова, Юрий Гагарин, Длиннопост

"Восток-5" и "Восток-6" также были в космосе одновременно.

"Восток-5" стартовал 14 июня 1963 года, пилот - Валерий Фёдорович Быковский. До сегодняшнего дня его полёт остаётся самым длительным одиночным полётом (почти 5 суток).

"Восток-6" стартовал на двое суток позже, на его борту находилась первая в мире женщина-космонавт - Валентина Владимировна Терешкова.

Изучалось влияние космического полёта на организмы мужчины и женщины. Космонавты имели разнообразное четырёхразовое питание (стало окончательно ясно, что нормально питаться в космосе возможно).

Во время полёта Быковский и Терешкова уделяли много времени радиосвязи с Землёй и переговорам между собой.

Серия советских кораблей "Восток" Космос, Космонавты, СССР, Восток-1, Валентина Терешкова, Юрий Гагарин, Длиннопост

Несмотря на то, что корабли серии "Восток" открыли путь в космос, их возможности были очень ограничены. Они были очень маленькими, а также практически не приспособленными к маневрированию на орбите. Поэтому для последующих космических миссий использовались уже другие аппараты.

Показать полностью 3
396

Спрашивали? Отвечаем.

Спрашивали? Отвечаем. Восток-1, Космос, Компьютер, История, Длиннопост

По мотивам этой темы.

Какие управляющие системы летали вместе с Космонавтом номер один Юрием Гагариным?

Как они были устроены?

Спрашивали? Отвечаем. Восток-1, Космос, Компьютер, История, Длиннопост

Полёт первого человека в космос, состоявшийся пятьдесят лет назад на космическом аппарате «Восток-1», только условно можно назвать пилотируемым.

Несмотря на многочисленные тестовые запуски со стальными болванками и манекенами вместо космонавта и даже со знаменитыми Белкой и Стрелкой, организаторы полёта были совершенно не уверены в том, что человек сможет справиться с выполнением космической миссии в ручном режиме.


Вот почему одновитковый полёт «Востока-1» от старта и до приземления был полностью автоматизирован.

И этим автоматическим полётом управляла... Бортовая ЭВМ? Вовсе нет!

В ту пору цифровые ЭВМ только пробивали себе дорогу в область систем управления. Полёт корабля «Восток-1» контролировался программно-временным устройством (ПВУ) — специализированным электронным блоком, генерировавшим сигналы управления для всех подсистем корабля в строго заданные промежутки времени.

Каждый из этапов управления (взлёт, движение по орбите, посадка) описывался циклограммой — специальной программой для ПВУ.

На борту «Востока-1» использовалось ПВУ «Гранит-5В», разработанное в РКК «Энергия» для управления широким спектром ракетной техники, как мирного, так и военного назначения. Циклограммы управления закладывались в «Гранит-5В» ещё на Земле, но могли корректироваться по дублированному командно-управляющему радиоканалу.

Для сохранения циклограмм в ПВУ предусматривалось устройство хранения информации — прообраз нынешних постоянных запоминающих устройств.

Упрощённо ПВУ представлял собой довольно сложный таймер, запускающий разные подсистемы корабля в строго определённые периоды времени.

Спрашивали? Отвечаем. Восток-1, Космос, Компьютер, История, Длиннопост

И что же? Жизнь космонавта полностью зависела от транзисторных ПВУ? Вовсе нет. «Восток-1» был оборудован развитой системой отображения информации о функционировании корабля «СИС-1-3КА», состоявшей из трёх частей.


Первая — приборная доска, показывающая работу ПВУ, основные показатели топливной системы и системы жизнеобеспечения, а также ориентацию корабля на орбите, отображавшуюся на специальном глобусе (прообразе нынешних GPS-систем).


Вторая — кистевая ручка управления ориентацией корабля в пространстве, разработанная специально для эксплуатации в неудобной перчатке скафандра.


Третья — пульт управления, позволяющий космонавту регулировать температуру, освещение, управлять радиосвязью, газоанализатором и магнитофоном.

Спрашивали? Отвечаем. Восток-1, Космос, Компьютер, История, Длиннопост

Вот только воспользоваться ручным управлением космонавт просто так не мог. В автоматическом режиме «Восток-1» ориентировался в пространстве по Солнцу и, дублированно, по инфракрасному излучению Земли. Это были многократно проверенные и отлаженные системы, и отключать их, передавая управление космонавту, предполагалось только в чрезвычайных ситуациях.


Для перевода ориентации корабля на орбите в ручной режим на пульте управления «СИС-1-3КА» был сделан закрытый плексигласом отсек, открыть который можно было только с помощью кодового замка.

Спрашивали? Отвечаем. Восток-1, Космос, Компьютер, История, Длиннопост

Да и то не просто так. Перед стартом корабля в специальный отсек кодового замка вставлялся картридж, обеспечивающий возможность его разблокировки.

Спрашивали? Отвечаем. Восток-1, Космос, Компьютер, История, Длиннопост

Цифровой код помещался в опечатанный конверт, вскрывать который космонавту разрешалось только после особой команды с Земли. Ходят слухи, что перед стартом конверт этот даже не планировали помещать в кабину пилота, — настолько конструкторы доверяли автоматике. Правда, в последний момент и конверт положили, и даже сообщили код Ю.А. Гагарину.


Следить за выполнением циклограмм ПВУ пилот мог с помощью специального индикатора ИВК (индикатор временной комбинированный). На его «циферблат» были нанесены временные метки запуска основных циклограмм. Космонавт по радио докладывал состояние систем корабля при прохождении стрелкой ИВК этих меток. Тем самым центр управления полётом имел представление о штатном или нештатном режиме работы автоматики.

Спрашивали? Отвечаем. Восток-1, Космос, Компьютер, История, Длиннопост

Успешный полёт корабля «Восток-1» не в последнюю очередь был обязан надёжности ПВУ «Гранит-5В» и комплекса «СИС-1-3КА». В дальнейшем в качестве управляющих систем в пилотируемых кораблях серии «Союз» стали применяться цифровые высоконадёжные бортовые ЭВМ семейства «Аргон», архитектура которых достойна отдельного рассмотрения.


Совершенствовались и системы отображения информации (СОИ). Уже во второй версии комплекса «СИС-2-3КА» пресловутый кодовый замок, запиравший от космонавта режим ручного управления, был удалён.

Взято отсюда ("Предок HAL 9000: компьютер первого космического корабля", Евгений Лебеденко)

Показать полностью 6
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: