Конструктивная обратная связь: принципы и примеры

Почему не везде и не всегда обратную связь применяют, используют и считают эффективной? Для начала нужно, чтобы обратна связь состоялась. Условия обратной связи:

  • Наличие источника доставки данных о человеке.

  • Готовность человека принять сведения о себе.


Поскольку человек активно меняется во время тренинга, использование обратной связи именно во время тренинга наверняка способно в разы повысить эффективность обучения. Так и есть, однако важно качество обратной связи, иначе человек не будет открыт ее принимать.

Основное правило обратной связи во время тренинга – свести к минимуму критику, а если использовать, то только относительно высказывания или поведения, а не личности. Для этого следует придерживаться правил конструктивной обратной связи.

Обратная связь принесет пользу, если придерживаться таких правил.

Правила обратной связи:

  • Описательность.

  • Неотсроченность.

  • Специфичность.

  • Релевантность.

  • Ориентация на изменяемые черты.

  • Нахождение в контексте.

  • Я-высказывание.

  • Адресность.

  • Конкретный источник.

  • Констатация фактов.


Приведем примеры.

  • Я отвлеклась от работы, когда ты меня перебил.

  • Ты только что…

  • Я испытываю недоумение, когда на каждый вопрос ты отвечаешь «Не знаю».

  • Ты сказал, что мечтаешь стать спортсменом. Для этого нужно развивать волю.

  • Мне тяжело продолжать рассказ, когда ты отвлекаешься.

  • Я воспринял как обиду то, что ты мог помочь, но не сделал этого.

  • В нашей группе сегодня происходит…

  • Я чувствую, что…

  • У меня сложилось впечатление, что ты отвлечен…


Это примеры удачных формулировок. Они содержат факты, отличаются адресностью, релевантны, описательны, не отсрочены.

Сравните с неудачными формулировками:

  • Ты отвлек меня, это было отвратительно.

  • А помнишь, в прошлый раз ты…

  • Ты такой странный…

  • Если бы ты увлекался математикой, ты бы понял, что для этого нужна внимательность.

  • Мне трудно с тобой общаться, у тебя восточная внешность.

  • Ты меня раздражаешь.

  • А вот некоторые в группе…

  • Все здесь чувствуют…

  • Да ты просто включись в работу!


Обратная связь не должна быть оценочной, должна предоставляться как можно быстрее, обращаться нужно не к личности в целом, и не к группе в целом. Обратная связь должна даваться от собственного лица и констатировать факты, а не представлять собой советы и назидания.

На тренинге можно использовать упражнения по обратной связи. Упражнение «Приветствия». Предложите участникам поприветствовать друг друга. Задача – охватить как можно больше участников. Можно приветствовать друг друга по несколько раз. Обсуждение. Как вы себя чувствовали во время упражнения? С кем приветствие вам запомнилось вам больше всего? Почему?

Конструктивная обратная связь: принципы и примеры