Компьютерная эволюция

Известно, что человек является единственным биологическим видом на земле, который не только обрабатывает все, что получает от природы, но и занимается творчеством, осмысленно создавая нечто новое. В процессе своего эволюционного развития, в существующей биосфере человек создал техносферу, которую он непрерывно видоизменяет и совершенствует. Многие учёные признают, что технологическое ускорение стало возможно в том числе и за счет того, что в западной «библейской» цивилизацией был узаконен ссудный процент (Коран, как известно, считает ростовщичество смертным грехом). Во всём цивилизованном мире, как любят пафосно писать многочисленные либеральные СМИ, основной идеей является материальное обогащение, а свобода и демократия — всего лишь красивая и яркая обложка. Она нужна тем, кто не понимает сути доминирующей концепции глобального управления, где все ставки сделаны на развитие кредитно-денежных отношений. Каждый взятый кредит подразумевает возврат денег с определённым процентом. Всё это, безусловно, стимулирует научно-технический прогресс, но к чему это приводит, видно не только по растущему триллионному внешнему долгу флагмана этого движения США, но и по фактически деградирующему Западу. Многие предпочитают этого не замечать, дескать, сколько себя помним, столько Запад и гниёт, нам бы так погнить. Но, тем не менее, сама проблема существует. И не удивительно, ведь сфера потребления, куда нас тоже пытаются загнать, не нуждается в человеках, ей нужны человеческие тела, чтобы их одевать, кормить и ублажать. Да и сами тела вовсе даже не лишены животных инстинктов, которые в них очень успешно поддерживаются. Телам нужно иметь всего побольше, получше и помоднее, чем у соседа. За это они готовы уничтожать себе подобных, чем успешно манипулируют те, в чьих руках находятся невидимые нити управления. Отжившие тела, напичканные разного рода консервантами и антибиотиками, превращаются в органику всё хуже и хуже, потому что сам процесс разложения (да простят меня читатели) во второй половине прошлого века заметно замедлился. Во всяком случае, духовное и нравственное гниение происходит намного быстрее.
Словом, стремясь к материальному благополучию, люди забыли, что они Человеки. Мало того, что они перестали развиваться духовно, они начали действительно деградировать. И чем быстрее происходит такое «развитие», тем острее ощущается его ущербность даже в пределах одного поколения. Списывать все на извечный конфликт отцов и детей — не разумно.
Конечно, такие сбои происходили в истории раньше. Об этих проблемах задумывались еще древние. Греческий философ Диоген (IV век до нашей эры), к примеру, отличался смелостью и парадоксальностью суждений и весьма эксцентрическими поступками. В одной из легенд говориться о том, как он поспорил с Платоном, пытаясь дать определение, что есть Человек и чем он отличается от других существ. Платон дал самое общее определение «Человек — это двуногое живое существо без перьев». Видимо, людей, покрытых шерстью было и тогда достаточно
Тогда Диоген взял живого петуха, ощипал его и притащил к Платону. Платон долго и задумчиво смотрел на голого петуха и уточнил «…живущее среди себе подобных». Но видя, что Диоген уже собрался бежать на птичий двор, чтобы ощипать остальных, поспешно добавил «…и с широкими ногтями».
В другой легенде рассказывается, как ясным солнечным днём он с озабоченным видом бегал по многолюдным улицам древнего города с зажжённым фонарём в руке, а на участливые вопросы удивлённых сограждан невозмутимо отвечал: «Ищу человека». Отсюда, возможно, и пошла русская поговорка «днём с огнем не сыскать».
Видимо, Диоген уже тогда понимал, что найти Человека, который полностью отвечал бы этому званию, только по внешним анатомическим признакам практически невозможно. К сожалению, в сегодняшней западной культуре, которая стала эталоном для многих других культур, происходит та же деградация. И как и прежде, общепринято считать человеком существо, похожее на человека, живущее в человеческом обществе. Но сейчас это уже далеко не так, а еще хуже, чем было в древней Греции.
Представители современных мировых элит создали целое направление в науке, так называемый, трансгуманизм. К гуманизму в привычном понимании, это имеет прямо противоположное отношение, и это даже не скрывается.
Основатель института трансгуманизма Макс Мо написал много статей, закрепляющих эту философию. Одна из них так прямо и называется «Во славу Дьявола» (Max More, Extropy #4, 1989 — IN PRAISE OF THE DEVIL) Предоставленный набор принципов, разработанный доктором Мо, основан на рациональном мышлении, отсутствии всяческих убеждений, как политических, так и нравственных. Делается ставка на значительный прогресс в вычислительной технике и нанотехнологиях, продлению жизни и крионике (низкотемпературная консервация биологических существ), и т.п.
Кстати, в начале 2011 года, Макс Мо стал президентом Alcor Life Extension Foundation (Скоттсдейл, Аризона, США) – это крупнейший поставщик услуг крионики в мире, организация, которая исследует, пропагандирует и осуществляет сохранение людей после их юридической смерти в жидком азоте в надежде на восстановление (по сути, воскрешение), когда новые технологии будут разработаны в будущем.
По их задумкам, человек будущего, или Сверхчеловек — это наполненный имплантатами Киборг, бесполый, размножающийся с помощью искусственного оплодотворения, и имеющий возможность существовать в разных телах. По сути, жених Кончиты Вюрст. Но это совсем не смешно. И это совсем не фантастика, хотя, сегодня поверить в такое сложно.
Несколько слов о нынешнем «живом» интеллекте. Средние показатели уровня IQ не впечатляют и не могут свидетельствовать о степени разумности тестируемого. Сами тесты — продукт европейской культуры, которая по многим параметрам сама переживает не лучшие времена. Поэтому приходится горько констатировать факт: школьное образование упростилось до такой степени, что выпускники умеют хорошо считать только деньги. В лучшем случае, свои. Да и это скоро станет не обязательным, достаточно будет уметь рассчитываться пластиковой карточкой. Или обойтись имплантированным в руку чипом (на днях проскочила информация о первом эксперименте, произведённом на каком-то добровольце).
Конечно, технологии нас окружают фантастические, даже сказочные. И как в сказке — чем дальше, тем страшнее. Почему страшнее? Потому, что приходится констатировать: за время существования нынешней цивилизации (по разным оценкам от 6 до 13 тысяч лет) изменились лишь технологии, от палки в руках до смартфона. А сущность человеческая, увы, осталась почти без изменений. И ответ на вопрос «что произойдёт раньше, техногенная катастрофа или глобальное уничтожение биосферы планеты в результате войны?» особой точности не требует. Всю планету целиком человек, к счастью, уничтожить пока не способен, поэтому, скорей всего, она станет колыбелью другой цивилизации, которая сможет выжить в результате этой катастрофы. Возможно, выживут какие-нибудь медузы или, например, тихоходки, такие микроскопические существа, которые «способны пережить температуру в минус 273 градуса по Цельсию, и в плюс 151 градус по Цельсию. Помимо того, что тихоходка умудряется выжить в экстремальных температурах, она так же способна пережить дозы радиации, в 1000 раз превышающие смертельную дозу для любого другого существа на планете».
Что же нужно делать, для того чтобы а) предотвратить крах человеческой цивилизации б) изменить ошибочный путь развития, не останавливая движения вперед, чтобы не возвращаться к пропущенной развилке в) исключить возникновение подобных отклонений в будущем?
Не думаю, что есть однозначное решение, но напрашивается вывод: нужно просто подтянуть заброшенную на определённом этапе духовность общества, слегка притормозив технологическое направление. Проще говоря, не создавать киборгов и биороботов, а заняться воспитанием и развитием человечности среди людей.
И тут без психологов не обойтись. Попробуем разобраться с этой непонятной наукой.
Почему непонятной? Потому что чаще всего психология выглядит как «наука ни о чём». Есть шутка о том, чем наука отличается от обыкновенного словоблудия, пусть даже на научные темы. Говорят, что образование разделяется на две категории: а) естественно-научное, т.е. техническое и б) и противоестественное, гуманитарное.
Это, конечно шутка, но возникла она не спроста, и разделение действительно существует. А если попробовать объединить эти категории в одну? По крайней мере, попытаться построить модель, в которой присутствовали бы элементы структуры современных информационных технологий и самой психологии, или части её.
Попробую провести аналогию между сетевыми информационными структурами и человеческим обществом. Возможно, кому-то это покажется интересным, а кто-то захочет пошутить на эту тему. Поэтому подсказываю образ: вспомните подпольного маклера в исполнении замечательного Владимира Басова из фильма «По семейным обстоятельствам», когда он запутался в своей условной терминологии, называя туалет «племянником». Вот цепочка рассуждений, как информация к размышлению. И(ИЛИ) улыбке:

Компьютер включается — человек рождается.
В специальном чипе компьютера записана маленькая по объему программа, которая называется BIOS (Basic Input/Output System — «базовая система ввода-вывода»). Она служить для того, чтобы компьютер «осознал» самого себя после включения. У человека такая программка записана с помощью молекул ДНК-РНК и передаётся на генетическом уровне по наследству. Если с генами всё в порядке, то и наследственность нормальная. Во всяком случае, при правильном использовании (эксплуатации не могу написать) компьютера, через несколько поколений такая программка может стать идеальной. Кстати, если в BIOS обнаружен критический сбой — компьютер просто не включится. Аналогию с человеком проводить не хочу. И еще, можно предположить, что именно в этой программке заложен алгоритм-преобразователь, который на выходе выдает результат в виде двоичного кода «Да-Нет» («Хорошо-Плохо» или «Истина-Ложь»).
Компьютер всё-таки вк