31

Компания Маска близится к банкротству?

"Проблемой людей из Силиконовой долины является их высокомерие. Они считают, что в автомобильной промышленности сидят кальцинированные динозавры, которые не имеют ни малейшего представления о том, как нужно внедрять новые технологии. Но на самом деле автомобильные концерны находятся на переднем крае технологий производства, они используют все современные методы и способны показать новое, свежее мышление и их ресурсы позволяют достаточно быстро запустить новинки в производство. Мальчики из Силиконовой долины говорят, что вы все идиоты, и мы можем сделать лучше, но они обречены "упасть лицом в грязь" перед новой для них реальностью.

Боб Луц, бывший председатель правления GM

Компания Маска близится к банкротству?

Илон Маск пользуется репутацией настоящего чудотворца и даже гения. Его проекты выглядят порой фантастически, а декларируемые сроки реализации повергают в смятение – так быстро экстравагантный миллиардер обещает сделать то, чего не удавалось другим за десятилетия. Кое-что сразу не получается, другие замыслы заканчиваются неудачами, но Маск никогда не теряет оптимизма и продолжает прилагать усилия к тому, чтобы «сказку сделать былью». Тем не менее и у него появляются поводы для уныния, особенно если отбросить эмоции и оценить финансовые результаты принадлежащей ему компании Tesla и смежных предприятий.


Проблемы с аккумулятором

За третий финансовый квартал 2017 года, то есть с июля по сентябрь, компания Tesla понесла рекордные за её историю убытки в размере 670 млн $. Маск объясняет такой итог отчётного периода объективными трудностями, связанными с запуском в производство новой модели электрокара Model 3. По его словам, подводят смежники, а именно Gigafactory (гигафабрика, о ней чуть позже), расположенная в штате Невада и изготовляющая наиболее сложное в технологическом отношении комплектующее изделие – аккумулятор. Планировалось, что она сможет наладить их производство, и тогда с конвейеров Tesla до конца года сойдёт двадцать тысяч ультрасовременных и экологически чистых автомобилей, а затем годовой выпуск вырастет до еженедельных 5000 единиц.

Но почему-то этого не случилось. И причины ясны: аккумулятор, достаточно ёмкий, долговечный, надёжный и при этом по приемлемой себестоимости не смогли пока создать нигде (в том числе и в России), и нужно было быть очень большим оптимистом, чтобы строить расчёты на быстрое решение этой проблемы. Всё остальное – кузов, управление и прочие узлы – сделать по нынешним временам относительно просто. Получается, как у классиков юмористической литературы: Model 3 очень похожа на настоящий электрокар, но не работает. По состоянию на конец квартала произведены всего 260 автомобилей.


Субсидии под вопросом

Финансовая политика Республиканской партии, как и обещалось в ходе предвыборной кампании Дональда Трампа, направлена на всемерную экономию и уменьшение государственного долга США. В связи с этим под сокращения подпадают многие расходные статьи федерального бюджета, в частности касающиеся выделения субсидий национальным производителям автотранспортных средств. До сих пор покупатели американских машин имеют право на двадцатипроцентную (или в сумме 7500 $) скидку при приобретении каждой единицы, но дальнейшее сохранение этой льготы под большим вопросом. Для Tesla это плохо не столько потому, что вырастут цены на автомобили на внутреннем рынке: подорожает и продукция конкурентов (Nissan, General Motors и проч.). Дело в том, что увеличится абсолютная разница в цене между обычным автомобилем и электрокаром, стоящим и так намного дороже. К тому же условия скидки имеют количественные ограничения и предусмотрены только для двухсот тысяч экземпляров, а 127 тысяч фирма «Тесла» уже продала.


Слишком высокая капитализация

По показателю стоимости активов компания Tesla завоевала мировое первенство, обогнав даже такого «монстра», как General Motors. При этом самый дорогой на свете автопроизводитель отнюдь не лидирует в аспекте объёмов производства и обеспечении занятости населения, и уж совсем отстаёт в рейтинге ведущих налогоплательщиков США. За минувший год компания произвела и продала в Америке сто тысяч машин, в то время как GM – свыше трёх миллионов. На «Тесле» работают 18 тысяч сотрудников, а на «Дженерале» - 215 тысяч. Материальные активы (заводы, оборудование и прочее), контролируемые Маском, оцениваются в 4,3 млрд $, а General Motors владеет ликвидным имуществом на 44 млрд $. Из всего этого следует, что стоимость «Теслы» искусственно и многократно завышена.


Компания-иждивенец

Если бы не государственная поддержка по различным программам, фирма «Тесла» и другие структуры Илона Маска давно бы обанкротились, и в этом факте нет никакой коммерческой тайны. Сумма финансовой помощи, выделяемой из федерального бюджета в адрес SolarCity, Tesla Motors и SpaceX, превысила цифру 4,9 млрд $. Формально эти предприятия стоят намного больше, но, как уже указывалось в предыдущей главе, реальных активов, подлежащих реализации в случае ликвидации группы компаний Маска не хватит на покрытие даже этих вложений. Кроме американского бюджета, донорскую роль исполняют и средства других государств (Германии, Норвегии, Великобритании), оказывающих поддержку в виде льгот и субсидий производителям экологически чистой продукции. Однако меры эти носят временный характер и постепенно снижаются или вовсе отменяются. Продажи электрокаров резко падают после введения на них налогов, как случилось, к примеру, в Гонконге и Дании в 2016 году. Без вмешательства властей банкротство практически неизбежно.


Hyperloop

Еще один пример явной переоценки степени технологических возможностей. При создании принципиально нового сверхскоростного транспортного средства, каковым объявлялся вакуумный поезд Hyperloop, разработчики столкнулись с непредвиденными проблемами, что, в общем-то, можно было бы считать нормальным явлением (трудности всегда возникают при внедрении чего-то революционного), если бы не колоссальные средства сторонних вкладчиков, инвестированные в проект с надеждой на дивиденды. А тем временем чудо-транспорт в трубе не то что до обещанных 1200 км/ч, но и до четырёхсот разогнать не удаётся, несмотря на все усилия высококлассных специалистов.


Первая гигафабрика

В 2013 году в СМИ появились сообщения о намерении Tesla в сотрудничестве с Panasonic создать некое гигантское предприятие, которое будет производить невиданные по качеству батарейки в немыслимых доселе количествах. Предполагались такие объёмы выпуска, что валовый продукт штата Невада в результате реализации проекта увеличится в 1,2 раза. Да что там Невада – предприятие обеспечит прирост всего ВВП США на 4%. Каждый второй элемент электропитания, продающийся в мире, должен был в результате быть американским, марки «Тесла». Из пяти миллиардов требуемых инвестиций два – от японцев, а три готовы дать федеральные власти. К 2016 году Маск обещал, что всё будет готово. В Америке появятся 6,5 тысячи высокооплачиваемых вакансий, и под это дело была бесплатно выделена площадь вместе с ЛЭП и льготным тарифом на электроэнергию. Предприятие, названное «гигафабрикой», должно было выпускать некие загадочные элементы 18650, использовать только экологически чистые ресурсы и стать одним из трёх величайших в мире по размерам.


Гигафабрика вторая

В 2016 году массовый выпуск элементов 18650 не начался. Более того, в прессу просочились слухи об увеличении объёмов их закупки фирмой Tesla у Panasonic и Samsung, что косвенно подтверждало предположение о том, что американских батарей ждать предстоит ещё долго. Однако появились новые слухи о разработке другого типа источников питания, на этот раз под номером 21700, более совершенных. Опять проект был объявлен совместным Tesla с Panasonic. Вскоре, впрочем, выяснилось, что загадочные цифры означают лишь габаритные размеры, и это самые обычные батарейки, каких японская фирма производит очень много и сейчас. Маск парировал этот удар анонсом строительства новой гигафабрики на базе купленной им компании Grohmann Engineering, до этого поставлявшей аккумуляторы для BMW. Что будет дальше? Возможно, руководство Tesla и впредь сможет убеждать федеральные власти поддерживать проекты, потрясающие своими масштабами и фантастичностью замыслов. Всё-таки какие-то успехи компания демонстрирует время от времени. Хотя и сомнения по этому поводу выглядят обоснованно.


Аналитика текущего положения

В течение последнего года Tesla «сжигала» $8 тыс. в минуту или $480 тыс. в час, свидетельствуют данные Bloomberg. В таком темпе у нее закончатся наличные средства 6 августа. Компания считает, что ситуация изменится, как только начнутся продажи Model 3. Инвесторов это, похоже, не смущает: акции Tesla выросли на 3% во вторник до $317,81, увеличив капитализацию до $53 млрд (у Ford — $48 млрд).


Тем не менее, потребность в притоке средств вынуждает Маска просить клиентов платить вперед за автомобили, которые будут поставлен только через пару лет. Tesla Roadster The Founders Series будет стоить $250 тыс., и продажа тысячи таких машин даст компании четверть миллиарда, что неплохо.

Но это и близко не стоит с финансовыми потребностями Tesla, которая «съедает» примерно $1 млрд в квартал из-за огромных вложений в производство Model 3, которая едва ли в ближайшее время принесет доход.

- Независимо от того, смогут ли они продержаться еще 10 месяцев или год, Маску нужны деньги, и быстро, — говорит Кевин Тайнан, старший аналитик Bloomberg Intelligence, который оценивает, что к середине 2018 года Tesla необходимо привлечь не менее $2 млрд.

Tesla заявила, что у нее достаточно денег, чтобы выполнить свою задачу по выпуску 5 тыс. седанов Model 3 к концу марта. После этой даты компания рассчитывает «генерировать значительные денежные потоки от операционной деятельности», — говорится в письме акционерам от 1 ноября. Дэйв Арнольд, пресс-секретарь Tesla, отказался от комментариев.

Вариантов у Tesla немного. Компания уже закредитована по максимуму, а рынок облигаций — не самый лучший источник прямо сейчас. Инвесторы, которые три месяца назад купили долг Tesla в размере $1,8 млрд, все находятся в убытке, несмотря на то, что бумаги слегка выросли со «дна» в 93,88 цента за вложенный доллар.

Это может привести к тому, что самым жизнеспособным вариантом станет продажа акций, но это приведет к размыванию долей акционеров, главный из которых — сам Илон Маск (20%).

- Пока компания сжигает наличные деньги, она будет зависеть от терпения и энтузиазма финансовых рынков или глубоких карманов „рыцаря на белом коне“, — говорит Кристиан Хоффманн, менеджер по финансам в Thornburg Investment Management.

Инвестор Джим Чанос заявил на глобальном инвестиционном саммите Reuters, что компанию Tesla ждет падение акций в ближайшие три года. По его словам, из-за большой кредитной нагрузки Tesla не выдержит конкуренцию с другими автопроизводителями, которые сегодня всерьез занялись производством электромобилей.


https://forbes.kz/auto/kajdyiy_chas_tesla_teryaet_polmillion...

https://www.bloomberg.com/news/articles/2017-11-21/tesla-is-...

http://www.avtovzglyad.ru/avto/avtoprom/2017-11-24-eksperty-...

https://businessman.ru/news/tesla-na-grani-bankrotstva.html

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
Автор поста оценил этот комментарий

Ну все правильно убыток 670млн., и в прошлые года еще убытки были, только вот на model 3 уже 400тыс. предзаказов только на следующий год, что при средней цене одной в $40000 обеспечит доход примерно в $16млрд. только за 2018 год, причем благодоря ежегодной декларации убытков эта сумма(или хотя бы часть ее) не будет облагаться налогами.

При общем мировом спросе на легковые авто примерно в 100млн.шт./год Tesla ставила себе целью производить только 500тыс., и по факту такой показатель достижим только при возможности производста нужного количества батарей, тогда как если заставить все заводы по производству батарей в мире производить батареи только для электрокаров(т.е. перестать производить батарей для компов, мобильников и пр.), то можно будет произвести всего около 1 млн. электромашин.


В итоге показатель в 500тыс. электромашин в год достижим только Tesla и только благодаря их гигафабрике. И это при том, что спрос гораздо выше чем 500тыс./год.


Короче, если Tesla нормально сможет запустить производство Model 3, то в 2018 закроет все убытки, а к 2019/20 пройдет точку безубыточности.


Это игра в долгую и сколько бы сотен миллионов они не теряли сейчас - это ничто в сравнении с прибылями в десятки миллиардов за следующие 7-10 лет.

раскрыть ветку (78)
3
Автор поста оценил этот комментарий
уже 400тыс. предзаказов

Надеюсь этот нигер управится!

Иллюстрация к комментарию
ещё комментарии
1
Автор поста оценил этот комментарий

предзаказ 400к.Ок , при выпуске 20к в год.Путём нехитрых подсчётов видим что последний заказавший сумеет прокатиться на раритете через 20 лет , когда уже другие автогиганты наладят летающих авто , хех...К тому же слишком много допущений у вас - если сможет наладить выпуск батарей , если покроет убытки , если нормально наладит выпуск модели S...А если не сможет?

раскрыть ветку (72)
Автор поста оценил этот комментарий
при выпуске 20к в год.

Чего? Tesla только в первом квартале 2017 выпустила 25тыс. авто, а за 2016 произвела не менее 83,922+ авто. И это modelX и modelS, которые являются далеко не бюджетными авто.


Единственное, что держит массовый выпуск model 3 - это батареи. И не то, что они не знают как их производить, а то, что во всем мире просто нет реальных производственных мощностей, чтобы произвести нужное им количество.

Единственные, кто занимается созданием таких мощностей - это сами Tesla.

Штамповать корпуса и двигатели для электрокаров могут многие автопроизводители, только вот где все они возьмут батареи?


Единственное мое допущение - это сроки. Если не в 2018, то в 2019 Tesla точно выйдет на полную производственную мощность.


И Tesla точно не обанкротится, она уже too big to fail/

раскрыть ветку (71)
2
Автор поста оценил этот комментарий

too big to fail/

Они выпустили в 2007 году 344 685 единиц автомобилей, в 2010 объявили о банкротстве и марки больше не существует.

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

Pontiac был не самостоятельной компанией, а подразделением GM, который к концу своего существования был совершенно заурядным и далеко не самым крупным игроком на авторынке. Он уж точно не был too big.

раскрыть ветку (2)
2
Автор поста оценил этот комментарий
344 685 единиц автомобилей

Не to big? Ладно, GM тоже обанкротился, так то.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

При общем объеме рынка в 100млн./год это около 0.3% от рынка.

Ну да подал заявление по 11 статье, и при этом продолжает существовать и иметь долю в 10% от рынка. Он как раз явное доказательство too big to fail.

1
Автор поста оценил этот комментарий

ладно , уболтал.80к в год.Через 7 лет.Уверен что дизайн будет востребован?Напомню , что автопроизводители проводят регулярный ребрендинг , примерно раз в пару лет.У теслы же единственный ребрендинг - смена лампочек в фарах.Но я думаю через 7 лет они поменяют шины и зеркало заднего вида.Потому что глобальный ребрендинг теслы просто невозможен - проще закрыть лавочку.

раскрыть ветку (7)
0
Автор поста оценил этот комментарий
Через 7 лет.

Чего?? Какие 7 лет? Первые поставки model3 по предзаказу начинаются уже в 2018 году.

раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий

значит через 8...спс , записал.

0
Автор поста оценил этот комментарий

а должны были начаться в октябре 2017

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

а потом еще пару раз на год сместят. Или как с марсом, на неопределенность)

Автор поста оценил этот комментарий

рестайлинг только) ребрендинг это смена логотипа) А так, полностью согласен. Тем более тесла3 и так убого выглядит, из за решетки радиатора. Точнее из за ее отсутствия

0
Автор поста оценил этот комментарий
 Дизайн?  Пф!  Если бы автомобили оценивали по изменчивости дизайна, то кто бы пользовался автомобилями "Мерседес"?
раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Мерин это бренд ,завоёванный десятилетиями.А Тесла это имиджевая хуета , которую через пяток лет сменит другая хуета.

Автор поста оценил этот комментарий
too big to fail/

большой шкаф громче падает

ещё комментарии
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку