КНДР - транспорт в городах Пхеньян, Нампхо, Кэсон
Многие спрашивали много ли машин.
Сначала о Пхеньяне.
Я ожидал увидеть вообще пустые улицы, начитавшись отзывов у других, но, оказалось, что не так уж они были и пусты. Возможно автомобилей действительно очень мало для 3-х миллионного города (по словам гида, в википедии указано 4 миллиона), но сказать что их вообще практически нет - нельзя.
Вероятно автомобили начали там появляться только в последние годы, потому что откровенно старого транспорта я практически не видел (разве что некоторые автобусы, пара грузовиков, да пара стареньких мерседесов - все что попалось из дряхлого). Все легковые авто на вид 3-5 летки. Транспорт "на дровах" не видел.
Много такси, гид говорит что стоимость 0,5 долларов за км, но точно не знаю, а гиду в вопросах цен доверять сложно, она могла сказать просто от фанаря, потому что просто не знает. Но в любом случае такси люди пользуются, практически всегда они были с людьми, и я видел как люди их "ловили".
Такси много, наверное 3-4 машины из 10 встречающихся в Пхеньяне будут такси.
В зеркале видно нашего водителя, он как самый модный чувак вообще не вытаскивал из уха хэндсфри.
Кстати вот на чем нас возили
В Пхеньяне есть все виды общественного транспорта. В отличие от легкового, он выглядит значительно старее, уже не 3-5 лет, а от 10.
Есть постарее (это вообще раритет):
Есть поновее:
Весь общественный транспорт битком.
Изредка можно было увидеть полупустые трамваи или автобусы, но обычно набиты как консервами. То есть общественного транспорта явно маловато. Ну разве что в метро я не увидел много людей, в вагонах людей было, конечно, не мало, но недостаточно, чтобы удивить москвича. 2 линии, 16 или 17 станций.
А вообще транспорт "с миру по нитке" - китайское, корейское, японское, европейское. И лексусы, и мазды, и фольксвагены, и КИА и все бренды которые делает Китай, я их даже и не знаю - там есть все по-немногу.
По словам гида частник не может сам купить себе авто, автомобили закупают госкомпании и раздают сотрудникам. Кому-то за заслуги, кому-то для работы. Но думаю, вы примерно себе представляете, как это работает)) "Занести" правильным людям - тоже заслуга. А уж если "занести" много, то для работы нужен будет не Лифан, а Лексус...
Большая часть людей еще, видимо, ничего не заслужила) и перемещается везде или на общественном транспотре, или пешком, или на велосипедах.
Попадаются и электровелики, но немного (если не ошибаюсь этот из таких)
Изредка встречаются мотоциклисты
Этому не повезло
Кстати, есть и маршрутки, со знаком "такси", вот типа таких. Они тоже всегда были битком.
Регулярно встечали "агитмобили". По словам гида, они ипользуются для призывов людей придти на митинг, иногда в праздничные дни катают по улицам и транслируют патриотические песни или речи Вождей. Я вообще не слышал за те дни что мы там были, чтобы что-то играло из этих динамиков, но не раз видел, что из этих агитмобилей вываливались кучи людей. Вероятно их используют и как такси, ну или водители этих авто "бомбят" в свободное время.
Теперь что касается других городов.
Мы были на экскурсиях в двух городах - Нампхо и Кэсон.
До Кэсона километров 150 от Пхеньяна. Движение между этими городами такое:
Асфальт очень приличный до самого Кэсона, но автомобили нам попадались раз в 10 минут, не чаще.
По словам гида, такое широкое шоссе сделано специально, так как других нормальных дорог до Кэсона нет, местность гористая, и фактичеки эта дорога единственная. Потому ее сделали намеренно такой, чтобы в случае войны, все население и все ценное можно было быстро увезти вглубь страны. (Кэсон это приграничный город на 38-й параллели).
В самом городе Кэсон движение такое же как и на шоссе. Попалось пару автобусов, и все. Автомобили если и есть, то их количество мизерное, особенно если учесть, что это не деревня с 10-ю домами, а город на пару сотен тысяч жителей.
---
Незначительное движение между городом Пхеньян и Нампхо есть. Может потому что это город-порт? Не знаю, но автомобили попадались не раз в 10 минут, а раз в минуту. Дорога значительно хуже, чем дорога в Кэсон. Потряхивало знатно, но дорога позволяла ехать со скоростью 60 км в час.
В самом Нампхо автомобили есть, и их плотность примерно та же что в Пхеньяне - это по моим ощущениям, конечно же.
---
Между городами ходят автобусы и маршрутные такси (такие же как на фото из Пхеньяна).
Но мало. По крайней мере на обочинах было полно людей, которые ловили попутки. Но может не автобусов мало, а денег у них нет платить? Не знаю.
Ну и конечно велосипедисты, много велосипедистов, этим попутки были не нужны.
Можно конечно сделать скидку на то, что была зима, и в другое время года между Кэсоном, Нампхо и Пхеньяном они катают активнее, когда идет битва за урожай; или сделать скидку на то, что промышленные районы больше сосредоточены к северу, подальше от границы... как знать. Даже с этими скидками, движение между такими крупными городами можно сказать что мертвое. Как движение между городом Севск и деревней Подывотье в брянской области.
Я описал только то что увидел сам.
Не знаю что еще написать про транспорт. Спрашивайте, отвечу в комментариях, если смогу.
В комментариях добавлю еще несколько коротеньких видео из Пхеньяна.