Храмы, часовни, соборы г.Томска
В продолжение поста про Томск хочу рассказать о нескольких православных храмах г.Томска, естественно обо всех рассказать не представляется возможность, поэтому я выбрал наиболее интересные на мой взгляд.
Богоявленский собор
Богоявленский собор берет свое начало от небольшой Богоявленской церкви, построенной на этом месте еще в 1630 году. После учреждения в 1666 году томской кафедры именно эта церковь получила статус собора, хотя тогда епископ так и не был назначен в Томск. Храм не однократно страдал от пожаров, но каждый раз снова восстанавливался. В 1777 году возле уже обветшавшего деревянного храма был заложен нынешний каменный, а 23 ноября 1784 года он был освящен. Позже к храму стали пристраиваться приделы - пророка Илии, Спаса Нерукотворного и архангела Михаила. Храм имеет особое значение для истории Томской земли: именно в Богоявленском соборе на праздник преображения Господня в 1804 году было все народно объявлено о создании Томской губернии. С 1892 года при соборе существовало попечительство о бедных, с 1898 года - церковноприходская школа. При храме работала библиотека, насчитывавшая 400 томов книг. Поскольку храм был посвящен Богоявлению (Крещению Господню), его иногда называли Христокрещенским. Ежегодно на престольный праздник 6/19 января отсюда совершался общегородской Крестный Ход "на Иордань" для Великого освящения воды в реке Томи. После революции, в 1930-е годы, храм был закрыт. С 1941 по 1989 год в нем размещался завод резиновой обуви. В 1997 году полуразрушенный, обезображенный до неузнаваемости храм был возвращен Русской православной Церкви. В 2000 году в церкви были возобновлены ежедневные богослужения. В настоящее время попечением губернатора Томской области В.М.Кресса собор полностью восстановлен. 26 января 2003 года состоялось его великое освящение. В настоящее время собор является Кафедральным.
Часовня Иверской Иконы Божией Матери
Построена на месте обветшавшей деревянной Богоявленской церкви в 1858 г. в память героической обороны Севастополя. Часовня возводилась как точная копия Иверской часовни у Воскресенских ворот в г. Москва. В ней хранился привезённый из столицы и прославившийся чудесами список Иверской иконы Божией Матери.
Построенная в центре города, Иверская часовня именовалась томичами "духовными вратами Томска".
В 1933 г. Иверская часовня была разрушена, а находившаяся в ней икона бесследно исчезла. Долгие десятилетия православные томичи жили надеждой на возрождение этой святыни. По многочисленным просьбам жителей Томска часовня была восстановлена в 2002 году и 26 мая 2002 года освящена Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.
В 2002 году по ходатайству епископа Томского и Асиновского Ростислава на Святой горе Афон (Греция), где хранится древняя чудотворная Иверская икона Божией Матери, афонский монах иеродиакон Евлогий сделал список с этой святыни. Новонаписанная икона была освящена, приложена к чудотворному образу и отправлена из Греции в Россию. 30 июня святая икона была с торжеством встречена в Томске и поставлена в восстановленной часовне.
На нижнем поле иконы имеется надпись на греческом языке: "При патриаршестве Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, благочестивым попечением преосвященнейшего епископа Томского и Асиновского Ростислава, в освящение верующих людей всей Сибири недостойной рукой Евсевия иеродиакона Святогорца. На Святой Горе в месяце июне 2002 г.".
Адрес: площадь Ленина.
Воскресенская церковь
Воскресенская церковь - почти ровесница Томска. Первоначальный деревянный храм был построен в 1622 году и находился восточнее нынешнего каменного, на территории Свято-Успенского мужского монастыря. Вскоре, в 1626 году, монастырь был закрыт, и Воскресенская церковь стала приходской. Двухэтажное каменное здание нынешнего храма было заложено 14 февраля 1789 года. Нижний придел в честь Успения Божией Матери был освящен 18 октября 1803 года. Через несколько дней деревянный Воскресенский храм был разобран и вывезен на берег р. Томи со всей утварью, где его полностью сожгли, а прах развеяли по ветру над рекой - таков был обычай. 16 июня 1807 года был освящен верхний престол храма - в честь обновления храма Воскресения Господня в Иерусалиме. С 1892 года при церкви действовало попечительство о бедных.
В 1896 году была открыта церковно-приходская школа. 19 декабря 1897 года на отдельно стоящую к западу от храма каменную звонницу был поднят большой Воскресенский колокол, отлитый в Ярославле на заводе Оловянишникова. Колокол, украшенный горельефами евангелистов, имел диаметр более 4-х метров, а его общий вес составлял 16640 кг. Горожане нарекли его "Томским Царь-колоколом". В 19ЗО году колокол был снят, разбит на куски и вместе с колоколами других Томских церквей пошел на переплавку. В 19З6 году храм был закрыт. 16 августа 1995 года Воскресенская церковь была вновь освящена и начала свою новую жизнь.
Адрес: Октябрьский взвоз, 10.
Храм Святаго Благоверного Александра Невскoгo
В 1850 году на улице Александровской (ныне ул. Герцена) была построена тюрьма - исправительное арестантское отделение N2. В 1856 году рядом со зданием тюрьмы был заложен фундамент будущего храма. В 1877 году церковь, нареченная именем святого благоверного князя Александра Невского, была освящена. В 1920 году церковь была закрыта, купола были наполовину разрушены, а кресты сбиты. Внутреннее помещение храма было разделено перекрытиями на два этажа. Вначале 90-х годов храм и часть помещений арестантских рот были переданы Русской Православной Церкви. В 1992 году здесь разместилась вновь открытая после более чем 70-летнего перерыва Томская Духовная Семинария, и тогда же были возобновлены храмовые богослужения. Ныне, при храме расположено регентское отделение Томской духовной семинарии.
Богородице-Алексиевский монастырь
В Томске уже с 1634 г. существовал монастырь при устье р. Киргизки, впадающей в р. Томь, на правом берегу и назывался Усть-Киргизским. В 1656-1662 гг. перенесен на теперешнее место по случаю частых набегов киргиз и калмыков. В это время упоминается строитель Ефрем. В 1835 г. при архим. Иоанникие монастырь был окружен каменной стеной с 3 воротами и 4 башнями, выстроенной на сборные деньги.
С 1764 г. - 3-го класса необщежительный мужской монастырь.
Весь XVII в. монастырь был крепостью, форпостом с южной "калмыцкой" стороны. Наряду с монахами службу здесь несли стрельцы и казаки. Отсюда в это время осуществлялось руководство над 8 монастырями Сибири, входившими в Томский разряд. Богородице-Алексеевский монастырь был до 1764 г. единственным на Томской земле владельцем 400 крепостных крестьян, обладал обширными землями на р.Томи и Оби, рыбными тонями, борами, луговыми и пахотными землями. Монастырь являлся центром просвещения, очагом культуры. Устроенная ещё в XVII в. монастырская больница была первым в Томске медицинским учреждением. При монастыре была основана в 1746 г. и первая в Томске школа - Томское русское духовное училище, преобразованное в 1762 г. в русско-латинское. Позднее была открыта и Духовная семинария, библиотека которой насчитывала 15 тысяч томов. В 1776 г. на месте 5 или 6 деревянных сгоревших храмов закладывается каменный соборный храм во имя Казанской Божьей матери (он и представлен на картине) с 2 приделами: северным - во имя Святых учеников Флора и Лавра, южный - во имя Святого Алексея - человека Божия. Первоначальный бароккальный проект храма 1767 г. был составлен московским архитектором князем Д.Макуловым - последователем В.Растрелли. Этот проект был применен при строительстве барнаульского Петропавловского собора (1767-1776 гг). В Томске этот проект получил своё новое самобытное решение: Митрополит Сильвестр решил выстроить новую церковь по готовому плану, придав её внешнему облику иной вид. Казанская церковь построенная в 1789 г. в традициях школы "Сибирского барокко" стала первым каменным строением Томска. (Барокко в Сибири - явление весьма своеобразное и уникальное Распространение этого стиля на сибирскую провинцию шло преимущественно через культовую архитектуру. В Сибири барокко распространилось в 20-х гг. XVII в., когда в центральной России это архитектурное направление уже господствовало.) В 30-е гг XIX в. монастырь был охвачен замком: каменными стенами и башнями-часовнями с северными святыми воротами, находившимися на месте древних святых ворот. Замок монастыря был выполнен по проекту томского губернского архитектора К.Турского. Исходя из духовной символики православия, что монастырь - образ града райского - Небесного Иерусалима, в 40-е гг в южной части монастыря разбивается сад с горой и озером, летними кельями и кладбищем монахов. На звоннице храма было 9 колоколов, вес большого составлял 303 пуда. Храм имел обширные каменные подземелья, где находились: крипта, монаст. Темница и склепы для почётных захоронений. На территории монастыря располагался один из дренейших погостов города.
Храм преподобного Сергия Радонежского
Храм преподобного Сергия Радонежского - самый молодой из храмов Томска. Инициатива его создания принадлежит директору шпалопропиточного завода города Томска Г.И.Тригорлову. Прототипом для храма послужила одна из часовен Ярославля, особенно поразившая Григория Ивановича своим колоритом и изяществом. Решение о строительстве храма было единодушно поддержано коллективом завода. Г.И.Тригорлов сам сделал проект храма и начал строительство. 13 июня 1997 года храм был освящен во имя преподобного Сергия Радонежского. При храме действует Православный религиозно-просветительский центр с библиотекой, аудио - и видеопрокатом. Главной святыней храма является икона преподобного Сергия Радонежского с частицей его мощей.
Петропавловский собор
На возвышенном склоне горы, спускающемся к пойме р. Ушайки, к востоку от исторического центра города, возвышается 6-купольный собор во имя святых первоверховных Апостолов Петра и Павла. С 17 века возвышенность эта известна в Томске как "Мухин бугор" - по имени раскаявшегося разбойника Мухи, бывшего грозой окрестных лесов на рубеже XVII-XVIII веков. До постройки храма на этом месте долгое время стоял деревянный поклонный Крест и часовня. 31 мая 1909 года состоялась торжественная закладка церкви. Чин основания храма совершил святитель Макарий (Невский). Строилась церковь на деньги, выделенные местной городской властью, и на пожертвования народа. 18 декабря 1911 года новый храм был освящен викарным епископом Иннокентием. Главный престол храма был освящен в честь св. первоверховных Апостолов Петра и Павла, южный - в честь обретения главы св. Иоанна предтечи, а северный - в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Купола храма, увенчанные сверкающими позолотой крестами, имели небесно-лазурный цвет и были украшены вызолоченными восьмиконечными звездами. В 1920-е годы храм был захвачен раскольниками-обновленцами, а 8 февраля 1940 года церковь была совсем закрыта властями и вскоре стала складским помещением Поросинского спиртзавода. Но уже 19 октября 1944 года храм был возвращен Русской Церкви. При осмотре храма на колокольне была найдена единственная уцелевшая икона Знамения Божьей Матери и поныне находящаяся в храме.
Особое внимание богомольцев, приходящих в храм, привлекает образ святителя Николая, вставленный в опаленный огнем кивот. В 1985 году в соборе вспыхнул пожар. Огонь стал быстро распространяться по храму, безжалостно уничтожая церковную утварь и другие храмовые принадлежности. Однако разбушевавшееся пламя, дойдя до иконы святителя Николая и частично опалив кивот, внезапно было остановлено молитвами Угодника Божия без всякого человеческого вмешательства. В память о чудесном спасении храма было решено не менять обгоревший кивот и до ныне обрамляющий святой образ.
Троицкий кафедральный собор
Троицкий кафедральный собор знаменит несколькими обстоятельствами:
- строился исключительно на добровольные пожертвования;
- был удивительно похож на храм Христа Спасителя в Москве и Введенский собор в Петербурге (все три по проекту К- А. Тона и все три снесены);
- строился в общей сложности 55 лет-с 1845 по 1900 год (строительство замораживалось из-за обвала купола, потом из-за нехватки средств).
Вместимость собора 2400 человек. На стенах было 170 росписей. Имел по тем временам первоклассное техническое оснащение, в частности паровое отопление. В 1929 году службы в соборе прекратили, в начале 1930-го приступили к разборке храма и в 1934 году полностью снесли.