Хороша ли вторая "Матрица"?
Премьера фильма "Матрица: Перезагрузка" состоялась 7 мая 2003 года, через 4 года после выхода первой части. В целом продолжение получило более сдержанные отзывы публики и зрителей, однако находились и те, кто считал его лучше и интереснее "Матрицы" 1999-го. На мой взгляд, главное отличие двух фильмов - завершенность, законченность истории. Да, в фильме нет логической точки и фактического итога действий героев, а конец и вовсе кричит "продолжение следует". Это не удивительно, ведь фильм "Матрица: Революция" показали уже 5 ноября 2003-го. Снимали эти фильмы одновременно, как часть единой истории. Тем не менее, давайте же разберём "Перезагрузку" отдельно. Посмотрим на драматургию, повествование, мотивацию героев и конфликты.
Начинается фильм с двух сцен экшОна со спецэффектами, которые в начале 2000-х смотрелись невероятно революционно. Цветовая гамма и тона тут стандартные для серии.
Две эти сцены - сон Нео, который сразу же задаёт первый конфликт: страх Нео за свою возлюбленную. И учитывая особенности компьютерной матрицы, сон этот может стать вещим. Так что с мотивацией всё в порядке. В знакомых декорациях мы видим троих знакомых героев из экипажа "Навуходоносор" и одного нового. И нам выкатывают второй конфликт - скорая угроза уничтожения Зиона, последнего приюта людей машинами. Этот конфликт сразу задаёт тон повествованию и, на мой взгляд, является важнейшим структурным элементом. Подобного конфликта в первой части не было: да, "Навуходоносор" боролся с системой и прятался от охотников, но какой-то обязательной спешки и ожидания рокового события не было.
На 8-й минуте нам выкатывают третий конфликт: Морфеус не хочет подчиняться своему командиру из-за личной неприязни и т.д., т.п. В целом, этот конфликт развивается, но не выдаёт никаких интересных ситуаций. У меня лично возникла ассоциация с противоречивым фильмом «Звёздные войны: Последние джедаи». И я скажу крамольную вещь: но там, при всём бардаке мотиваций конфликт руководства перед неминуемым уничтожением врагом работает лучше. Касательно Морфеуса хорошо "выстреливает" один из его краеугольных камней - вера в пророчество и избранных.
А что же знакомые нам злодеи? С одной стороны, приём "а вот злодей из первой части выжил и вернулся" - это мелковато. С другой, агент Смит невероятно харизматичен. Однако, стоит отметить, что агенты всё же двигают сюжет, придумав уловку с "перепрошиванием" человека (33 минута).
На 22-й минуте фильма нам пытаются показать еще один конфликт и одновременно раскрыть нового второстепенного персонажа - Линка. Ну тут можно сказать, что у создателей всё же не получилось этого сделать.
В этой связи стоит поговорить о том, что второстепенные персонажи второй "Матрицы" скорее не вышли. Нам нечего сказать о парнишке, который говорит что его спас Нео. Почти нечего сказать о руководителях Зиона и их образах. Второстепенная линия Ниоба/Лок и вовсе скукота и бессмысленность. Гибель персонажей в кадре совершенно не трогает. "Подожди" - скажете вы, - а в первой части было лучше?"Да! Команда корабля умерла для того, чтобы показать всю гниль злодея первой половины фильма, у которого была мотивация. А тот парнишка из первой части, что погиб в перестрелке, озвучивает мысль, которая близка злодею-предателю: "еда у людей ужасно невкусная". И это еще раз подчеркивает грань предательства ради ненастоящей, но сытой и спокойной жизни в "Матрице", ведь не один предатель страдает от стеснения. Да даже босс Нео имеет сюжетную функцию: он произносит слова "Мистер Андерсон, вы думаете, что вы особенный?, которые имеют недвусмысленный подтекст при всей малозначимости персонажа.
Второстепенные персонажи "Перезагрузки" с длинными монологами и диалогами очень топорно мусолят те возвышенные идеи, которые закладывали Вачовски, например такие: "а есть ли выбор, или выбора нет. Надо видеть причину". Да, можно напихать интеллектуальных отсылок к трудам философов, Библии и прочего, а также заставить героев проговаривать те или иные мысли. Но второй фильм, как по мне, переполнен этой прямолинейностью.
Где-то на 45-й минуте в фильме появляется элемент "квестовости": надо поговорить с Пифией, которая указывает, что необходимо найти Мастера Ключей, а который сейчас у такого-то персонажа.А потом Мастер Ключей просит найти здание, а в здании этаж, а на этаже специальную дверь для избранного, которую он может открыть в определенный промежуток времени у горы под луной в День Дурина. Ощущение, что Нео тут - главный герой РПГ, который поступает в соответствии с тем, что ему скажут. Ну а переживать за него во время драк довольно сложно. Единственный действительно мотивированный и самостоятельный поступок - загрузка Тринити в Матрицу (прямое развитие первого конфликта). Финт с избранными и Архитектором Матрицы важен для сюжета и понимания мира, но в первой части сама загадка избранности Нео фактически не была важна для происходяшего, ведь он был готов спасти друзей при любом раскладе. А в "Перезагрузке" сопереживать ему гораздо тяжелее, хотя он опять же спасает Морфеуса и Тринити, используя читерские способности (не ну а чё, он же хакер)
Француз Меровинген может и харизматичен, но он скорее мелкий злодей из Бондианы. Он (да и его жена) подобно врагу Бонда чопорно болтает, изливая душу, хотя прекрасно знает, что единственный способ взаимодействия с главными героями - прямое столкновение. Ну а Моника Беллучии - это роковая женщина из той же Бондианы, которая хочет досадить своему мужу.
Битва на стоянке, а также попадания Нео в разные места при открывании дверей (ладно, бы это было 1 раз) - зрелище унылое. Зато затем нас ждёт долгая, но зубодробительная погоня с участием кучи машин, стрельбой и трюками.
Итог: размах, музыка, боевые сцены второй "Матрицы" оставляют приятное впечатление. Но любой художественный фильм всё же зиждется не на одних эффектах. Да, вышеописанные проблемы не мешают этому произведению быть добротным кинополотном.