Как я был коллектором :)

Как я был коллектором :) Длиннопост, Коллекторы, Долг

Картинка из Интернета.


История данная уходит корнями в 2002-2005 годы. С момента ее завершения прошло 15 лет.


Да, я действительно имею в послужном списке опыт работы руководителем, скорее техническим руководителем, коллекторской фирмы. Хотя, тогда еще такого слова не знали - это была разновидность факторинга.


В течение 3 лет я занимался выбиванием из населения целого города долгов за воду. Вполне законными способами. И очень даже успешно.


Расскажу, как было дело:

Был (тогда был, но потом изменился) в моем городе МУП "Водоканал". Он есть в каждом городе.

Были должники за воду - юрики и физики. С юриками боролись судами и отключениями сами сотрудники МУПа, а вот с физиками было сложнее.

Сделаем заметочку с цифрами (цифры уже не точные, но порядок сохраняется)


Количество лицевых счетов в городе на физиков: 60 тысяч.

Количество лицевых счетов, имеющих задолженность старше 6 месяцев по сроку возникновения: 31 тысяча. То есть каждый второй житель имел долги за воду.

Сумма ежемесячного предъявления жителям города (суммарно выставлено за воду) 7-8 миллионов рублей (цены 2002 года)

Сумма прироста задолженности ежемесячно 0,7 миллиона рублей (10% от выставленных счетов идут в мусорку).


Я не могу рассказать подробностей, как я туда попал, насколько сложно было найти общий язык с службами водоканала, с отдельной конторой, которая ведет начисления и контролирует прописку/выписку/показания счетчиков.  Эти проблемы решались на высоком уровне, но с моим участием. И они были успешно решены. Старт работы!


На начало работы мы имели просто таблицу в .XLS, с которой надо было что-то делать. И делать в динамике.

За месяц мне пришлось изучить MS Access, внедрить туда таблицу, сделать формы, отчеты и систему ежемесячного сравнения. В таблицу входили: данные квартиры (площадь, прописано, ФИО, и ежемесячная сумма непогашенного долга, что было самым главным) А я под каждый лицевой счет создал колонки с датами посещений, с отметками и комментариями, чтобы было удобно сравнивать и фильтровать.


Было набрано от 20 до 50 тётенек, готовых бегать по городу и стучаться во все двери. Предпочтения отдавались женщинам в возрасте - меньше риск домогательства от асоциальных личностей.

Тётеньки бегали по районам (районы мы смогли разделить не сразу - нужен был опыт, они совершенно разные). Вручали квартиросъемщикам извещения о наличии долга и собирали от них информацию: оправдания, обещания, а самое главное - уровень платежеспособности на взгляд тётеньки.


Первые месяцы эффект был слабым, мы набирали статистику. Примерно за 4-5 месяцев тётеньки обошли всех 31000 должников по первому разу (а некоторых по 2-3 раза, об этом далее). И у меня начал складываться паззл, который пришлось очень туго вталкивать в разные отделы администрации и водоканала на предмет того, что моё мнение верно и его надо выслушать.


А паззл был таков:

Всего 31000 должников. Сумма долга - эээ... много. Ну например 200 миллионов.

Начинаем разбираться:


10000 лицевых счетов дают сумму в 180 миллионов. гм... анализируем внимательно. В долгах фигурирует задолженность старше 3 лет, на которую нет судебных решений и исков. Списываем, это мертвая задолженность. Если человек после 1-2 посещений его тётенькой не погасил такую задолженность, то он ее и не погасит. После этого списания сумма снизилась до примерно 100 миллионов, копаем далее.


1000 лицевых счетов имеют суммарную задолженность в 80 миллионов. Юридический отдел водоканала зачем-то судился с этой категорией должников. Даже успешно получали исполнительные листы. С эффективностью сбора задолженности 1,4%.  эффект очень слабый. Погружаемся в экскурсии на адреса. Бррр. Тогда я впервые увидел, как живут люди в однокомнатной квартире, где прописано 14 человек, а из мебели на всех есть 1 табуретка и пустые бутылки. На эти квартиры идет огромное ежемесячное начисление, но перспективы оплаты нулевые (даже отрицательные, т.к. любое взаимодействие с этой категорией лиц стоит денег - зарплата, бумага, время и т.д.). Этих должников выносим в отдельную категорию и более с ними не работаем. (Их рассматривали под выселение, конфискации квартир и т.д., с штучным успехом, но это не моя работа)


Копаем еще. Есть 20 тысяч лицевых счетов, задолженность по которым небольшая по сумме, но рваная по датам: например всего за 3 года имеется 4-10 неоплаченных месяцев, раскиданных по всему периоду (текущий месяц и 6 предыдущих мы в работу не берем).

Ведем адресную работу по всем этим неплательщикам, набираем много положительной статистики:

- часть людей имеет тяжелые кредиты, но не безнадежны (жесткий моральный прессинг, получение досудебных претензий, подписание рассрочек/отсрочек и т.д. с высокой эффективностью)

- часть имеет проблемы с работой (плотное сотрудничество с несколькими МУПами и службой занятости населения решает половину проблем этих людей за полгода. Да, мы их устроили на работу! Коллекторы, блин)

- многие не имеют времени или информации для получения платежных реквизитов. (самая мякотка: ими просто никто не умел заниматься. Вежливое информирование, доставка на адрес платежных документов, реестров, разъяснений и т.п. Очень много было просто непонятых документов - перерасчеты, нулевые начисления и т.д. Самая удачная для работы категория - 99% таких долгов погашено за полгода. Было сложно, но вежливый разговор и попытка вникнуть в проблему каждого клиента - решение проблемы)

- Небольшое количество - не более 1000 человек, которые просто принципиально не хотели платить, хотя по отзывам тётенек были платежеспособны (не обязательно богаты, просто не табуретка и бутылки дома). Метод работы - жесткий документальный прессинг: извещения, заказные письма, торжественные вручения бумаг при свидетелях, если был отказ от росписи. Досудебные претензии, после чего иски в суд. 90% из этой категории на судебное заседание являлись с толстенной пачкой свежеоплаченных квитанция за воду за весь период. Проблема с категорией решилась. Срок работы - до года, за год оплатили 95%.

- Несколько тысяч клиентов, имеющих низкий доход, им действительно тяжело платить. Например, многодетная семья, где работает только отец, а мать воспитывает 4-6 детей. Сумма за воду большая, а денег нет. С такими категориями проводилась разъяснительная работа: в моем регионе была программа по оформлению субсидий, но она была сложновыполнимой для многих. Например, надо было, чтобы все трудоспособные где-то работали, а дети - учились. И на момент старта субсидии не должно быть долга. И мы помогали - оформляли документы, получали с ними справки из разных ведомств, по каким причинам член семьи не работает в трудоспособном возрасте. Помогали трудоустроить подростков на сезонные работы, чтобы они заработали 1-2 тысячи рублей на погашение долга, чтобы с чистого листа началось начисление субсидии. Эта категория имела уровень сборов не более 50% по итогам года, но зато остановился прирост задолженности (вот тут мы себе на хвост наступили)


Была отдельная категория борзых людей, которые могли оскорбить тётенек или начать махаться. К ним неторопливо высылалась бригада добрых инженеров в числе 3 единиц. (добрые внутри, но свирепые снаружи 2х метровые дяди 35-40 лет с обрезками водопроводных труб, которые приходили в гости и очень вежливо просили в течение суток погасить задолженность за воду, иначе обещали прийти снова, но уже не вежливо). Эффективность отличная - эти крикливые домашние мужички при виде физической силы жидко срались и бежали в банк платить. Оплата почти 100% с первого посещения.


За всё время работы несколько раз приходилось обращаться за силовой помощью к реальным отморозкам - это были случаи наказания за сильно нехорошее поведение жильцов. В гости методом выбивания двери заходила компания молодых людей в масках с ломами и тяжелыми топорами. Молча выбивали дверь, молча уничтожали в квартире всю мебель и окна, молча уходили. Молча, через день, эти жильцы оплачивали все долги и более долгов не имели. Но это дорого, глубоко убыточно.


К итогам третьего года плотной работы с населением города, я имел железные нервы (на телефон отвечал только я, больше никто из сотрудников не мог спокойно реагировать на потоки истерики и матов в трубке), отличное знание каждого подъезда в городе, хорошее понимание психологии людей.


И про цифры:

На начало работы было 31000 должников.

На конец работы было 9000 должников, из которых 1000 - полностью бессмысленные с 90% суммы общего долга. И 8000 лицевых счетов, с кем можно было работать, но это уже не представляло серьезного финансового интереса. Мы действительно остановили прирост задолженности, а также собрали 90% той задолженности, которую можно было собрать законными способами. (еще несколько процентов собрали черные риэлторы, переселяя людей в бараки, но это не наши методы)


А что было дальше и почему я вышел из этого бизнеса?

Всё просто, одним не очень хорошим утром, МУП "Водоканал" перестал существовать как отдельная единица и был продан в 49-летнюю аренду компании "Новогор". Красиво продан, в стиле 90х: полностью выкупленный тираж газеты, где сообщалось о ликвидации, физический захват предприятия ЧОПом, физическое смещение директора в больницу с сердцем, поддельные документы  о расторжении договора с моей компанией, подписанные месяц назад. Помятое лицо и реальные угрозы со стороны силовых структур города (УВД, прокуратура) в мой адрес, если я попытаюсь отбить свои деньги.


Придя из больницы в офис, я собрал всех тётенек, выдал им всю зарплату на текущий день, объявил о расторжении договоров ГПХ (тогда это было законно) и пожелал им удачи в поиске работы. Расстались на самом деле хорошо, никто не ожидал, что я найду денег и выдам зарплату. К вечеру я был один, свободный, безработный и совершенно нищий. С чистой совестью и именем.

И готовый к новому этапу жизни и бизнеса.


Предчувствую большой срач. Коллекторов не любят.