Как я басовик подбирал
Продолжение поста про выбор динамиков для домашней DIY-системы.
Я обещал из теоретической плоскости перейти к практике и рассказать, как именно выбирал сетап излучателей и почему были выбраны именно эти динамики.
Сегодня расскажу про бас
В качестве основы для басовой секции я выбрал норвежские Seas. А именно, CA22RNX.
Фото не мое, с просторов сети
Просто они у меня были и грех было этим обстоятельством не воспользоваться (Шутка!).
На самом деле пара этих динамиков у меня действительно имелись в запасе. И я знал, что рано или поздно они займут место в достойной инсталляции.
У меня есть опыт работы с этими головками. В одном из проектов, реализованном по схеме д’Апполито (ЗЯ) они показали весьма впечатляющие результаты.
Пример компоновки д'Апполито. Фото из сети, для понимания.
Что запомнилось из того проекта: Нереально-быстрый и очень музыкальный панч дополнялся весьма низким и мощным фронтом, реализованным за счет взаимного расположения излучателей, работающих на единый объем.
Но, д’Апполито, хоть и нравится, мне не светит: такая система предполагает довольно большие размеры комнаты для прослушивания.
В маленьком помещении на громкости чуть выше разговорной речи могут возникнуть проблемы. Поэтому увы, но я выбрал классическую трехполоску.
Вернемся к CA22RNX. Производитель позиционирует этот динамик как почти премиум-класс. (Действительно, от серии XL отличаются не так сильно). Давайте разберемся с этим зверем поподробнее.
Сопротивление 8 Ом - классический вариант, идеален для большинства усилителей.
Чувствительность 89.5 дБ - весьма внушительно, можно будет гонять громко, без особых усилий. Плюс, на практике, с учетом резонансов помещения, бас, скорее всего подрастет на 1…2 dB. Поэтому можно смело закладывать общую “чуйку” системы в области ~90dB.
А вот резонансная частота 29 Гц - это уже серьезная заявочка! Такой динамик явно рассчитан на воспроизведение мощного, сочного и глубокого баса.
Добротность 0.41 - весьма интересное значение. Это говорит о том, что динамик будет демонстрировать плавный, округлый и контролируемый бас, без излишней "бочкообразности". Ни дать ни взять - аудиофильский перфекционист в области низких частот.
И наконец, диаметр 220 мм - вполне серьезный калибр! Такой здоровяк наверняка способен выжать максимум из заданных характеристик и выдать впечатляющее звучание в заданных условиях.
Впрочем, помните, что я писал чуть ранее? К заявкам производителя стоит относиться максимально скептически. И этот случай не стал исключением.
Я всегда(!) измеряю динамики при отборе в проект. И реальные данные нередко способны удивить неискушенных владельцев. Не обошлись без тщательных замеров и эти два басовика.
Измеряю, конечно же, не только размеры. А, прежде всего, параметры Тиля-Смола. Калиброванным микрофоном с помощью специально построенного для этих целей измерительного комплекса. Но можно и проще: достаточно недорогого микрофона и внешней звуковой карты.
Итак, реальные параметры:
Измерено двумя методами: объем + добавочная масса.
Резонансная частота: 38,5 Hz против заявленных производителем 29.
Упс!?
Нормально! Продолжаем
К слову, продавец этих динамиков клятвенно заверял, что после серьезного прогрева резонанс должен снизиться до паспортного.
На 10 Герц? После прогрева?! Не верю! Тем не менее, давайте пробовать?
Подключаю динамик к источнику розового шума и оставляю в мастерской на ночь. Утром повторяю замер.
Итог: 8 часов качественнейшего прогрева дали в итоге резонансную частоту равную 38,5 Герц. Таддааам!
К слову, сюрпризом для меня это не стало. Эти же динамики из предыдущего проекта имели РЧ на пол-Герца ниже. Ровно 38. Что говорит о, скажем так, весьма специфической методике испытаний у производителя.
Ну, и о стабильности качества, конечно (и это уже не шутка!).
Итак, продолжаем думать: годится ли CA22RNX на роль басовой составляющей моего проекта? Для этого прикинем, что можно сделать.
Если бы я поверил даташиту, то корпус для басовика пришлось бы городить от 40…45 литров. Но измерения подсказали, что можно использовать более компактный объем.
Плюс? Однозначно!
Еще один бонус CA22 это идеальное сочетание электрической (Qe) и механической (Qms) добротностей. Стоит отметить, что полная добротность обоих динамиков оказалась весьма близкой к даташиту и составила 0.42 и 0.41. и это прекрасно!
Итог: динамики вполне хороши. Что-то заметно лучшее мы приобрести, конечно, можем. Но это будет стоить существенно дороже и не факт, что будет столь же качественно собрано.
Рассчитываем реальный корпус
Результаты измерений я ввел в симулятор и программа помогла мне рассчитать основные параметры требуемого корпуса объем, размеры фазоинвертора и прочее.
Итоговый объем вышел около 35-36 литров. Настройка ФИ примерно на 39 Гц. Таким образом, нижний бас по -3дБ можно ожидать в районе 45 Гц. Выше, чем я ожидал, но в целом - шикарно.
А если вспомнить про буквально “золотую” добротность…!
Однозначно, берем!
Продолжение следует. Напоминаю: единственным стимулом продолжать эту серию является читательский интерес. В графомании не замечен, на рейтинг пох. Поэтому - хотите продолжения, комментируйте, ставьте плюсы, подписывайтесь.
Аудио и видео
765 постов1.8K подписчиков