Как съездить в командировку на север на две недели и остаться там навечно

Как съездить в командировку на север на две недели и остаться там навечно Командировка, Моя первая работа, АСУ ТП, Длиннопост

Доброго времени суток. Много читал историй на Пикабу и решил поделиться своей. Это мой первый и надеюсь не последний пост, за ошибки прошу сильно не ругать. Текста будет много и данный материал должен быть интересен в первую очередь тем, кто хочет связать свою карьеру с работой командировками на крайнем севере, так как у вахтовиков немного другие условия, но об этом ниже.

Было это в 2017 году. Я живу в Приволжском округе, город миллионник. По образованию программист. На последнем курсе универа проходил преддипломную практику в компании занимающийся АСУ ТП нефте и газодобывающих предприятий и месторождений в районах крайнего севера. По окончании практики начальник предложил остаться на постоянку, что я и сделал. Сразу после универа и уже есть работа. Круто, в тот момент думал я. Дальше полгода я обучался настройке промышленных контроллеров, составления технической документации, автоматизации производственных процессов и прочим прелестям АСУТП.

И вот в октябре начальник подходит и говорит, что надо бы слетать в Якутию и сдать в промышленную эксплуатацию две небольшие компрессорные станции месторождение Таас-Юрях. Делов на одну, максимум две недели. Должен сразу сказать, что специфика работы нашего отдела подразумевала командировки на 3 – 4 месяца в году. Две недели, так две недели. Начались подготовка, выдача спецовок, в том числе и зимней и зимние берцы с стальными носами. Также я получил все необходимые корочки по электро, промышленой и прочей безопасности. Оформили все необходимые документы на командировку в две недели.

И вот тут началось мое небольшое приключение.

Прямых рейсов в Якутию нет, все летит только через Москву. Чтож, подумаешь, что нужно провести в полете не 4 часа прямым рейсом, а все 7 с учетом пересадки. И если до Москвы выбор авиакомпаний еще есть, то из Москвы в Якутию, а именно город Мирный часто летала только авиакомпания Алроса.

Я летел с полной сумкой вещей, ноутбуком и блоком аналогово выхода контроллера Allen Bradley.

Как съездить в командировку на север на две недели и остаться там навечно Командировка, Моя первая работа, АСУ ТП, Длиннопост

Вот такой модуль, фото из интернета.

Трудности начались уже при вылете в Москву, так как меня тормознули на досмотре, и я минут 10 объяснял женщине, которая сидит на сканере что это за устройство. Проверив еще раз мои документы и удостоверившись что это можно провозить в самолёте меня пропустили. Ноутбук включать не просили. При вылете из Москвы на досмотре при посадке проблем не возникло.

В Москву летел авиакомпанией S7, Airbus 321. Хороший самолет, нормальный салон, приятные стюардессы. Пожалуй, лучшая авиакомпания из всех, на которых я летал (не реклама).

А по прилету в Москву меня ждал Boing (не помню модель, фотку приложу) авиакомпании Алроса.

Как съездить в командировку на север на две недели и остаться там навечно Командировка, Моя первая работа, АСУ ТП, Длиннопост

Вот там я уже понял разницу между самолетами на внутренних рейсах между крупными городами и вахтовкой для северян. Самолет давно не первой свежести, салон довольно ушатанный и общение со стюардессами оставляло желать лучшего. Кормили в полете вполне неплохо.

В город Мирный мы прилетели в 4 утра и после выхода из самолета нам выдали наш багаж и выгнали на улицу. Как оказалось, аэропорт ночью закрыт. В Москве на то время была температура +10, в Мирном -15. Меня никто не встречал, был только номер человека, который должен был организовать вахтовку из Мирного на месторождение и естественно в 4 утра он был не абонент. Оставаться на улице смысла не было и следующие пару часов я провел у входа в аэропорт между дверями самого корпуса и дверями на улице. Небольшая комната примерно 10 кв\м, но есть пару скамеек и относительно тепло.

В шесть часов аэропорт открылся, и я смог наконец то нормально расположиться. Следующие 14 часов я провел в постоянном совзоне и уточнении, как и когда меня доставят на месторождение. Так как зимник уже был, то у меня было два варианта – либо вертолетом МИ – 8 (84 года выпуска как потом я узнал), либо Уралом. Пока я находился в аэропорте я наблюдал за прилетающими самолетами и вообще движухой в целом.

Запомнился один небольшой самолет, который каждые 3 часа улетал и прилета обратно, и вот в третий раз правый двигатель у самолета просто не запустился.

Как съездить в командировку на север на две недели и остаться там навечно Командировка, Моя первая работа, АСУ ТП, Длиннопост

Подъехал УАЗ, и какой-то мужик просто снял пожух двигателя и залез туда по пояс на пару минут, после чего двигатель запустится и самолет как ни в чем не бывало улетел. Сказать, что охренел не сказать ничего, поэтому при следующем созвоне я настоял на том, чтобы я добрался на Урале по зимнику. Примерно уже под вечер мне позвонил человек и сказал, что меня около аэропорта ждет Урал.

Как съездить в командировку на север на две недели и остаться там навечно Командировка, Моя первая работа, АСУ ТП, Длиннопост

Я был не один, было много как командировочных, так и вахтовиков. Мы загрузились и в добавок на пол, под сиденье и по все пустоты были распиханы мешки с картошкой и еще чем-то. На месторождение мы выехали уже затемно, ехать предстояло около шести часов (200 км по ледяной пустоши). Я не знаю с какой скоростью мы ехали, но на некоторых ямах мы подлетали почти до потолка со всеми вещами и провиантом в мешках.

Далее нас ждало КПП службы безопасности. Чтобы провезти электронику (ноутбук, камера, измерительные приборы) на месторождение тебе нужен пропуск, который тебе оформляет организация. На КПП шмонают все сумки на запрещенные предметы. Меня хотели тормознуть, так как я взял с собой личный съемный жесткий диск с фильмами и музыкой на который, как оказалось, тоже нужен пропуск. После 20 минут созвонов и разбирательств меня пропустили с ЖД, хотя хотели изъять и доставить на месторождение и отдать только после оформления пропуска (лолчто?). А вот вахтовику который ехал с нами повезло меньше, у него нашли в сумке небольшой флакон какой-то настойки, а алкоголь на месторождении запрещен полностью, и за него на организацию накладывается большой штраф. Его сняли с вахтовки и больше я его не видел, и что с ним было не знаю. Дальше мы ехали до месторождения без остановок.

Конечная выходим. 4 часа утра. Водитель сказал, что дальше не едет и мне нужно выходить тут и дальше идти пешком.

Как съездить в командировку на север на две недели и остаться там навечно Командировка, Моя первая работа, АСУ ТП, Длиннопост

Меня просто высадили на окраине ИТР городка. Круто. Кое как дозвонился до человека, который должен был меня встречать на месторождении и какими-то окольными путями я за 40 минут с огромной сумкой добрел до нужного мне корпуса. Дальше минут 20 ушло на то, чтобы разбудить девушку, которая отвечает за расселение ИТР на месторождение. Примерно пол шестого утра я добрел до своего вагончика и завалился спать. Вагончики компании РОТЕКС-С вполне неплохие, рассчитанные на 4 человек, но так-как людей было много то везде стояли двухъярусные кровати и селили по восемь человек. Отопление в вагончиках жарило так, что внутри было невыносимо, а забытая на батареи каска начинала понемногу растекаться.

Как съездить в командировку на север на две недели и остаться там навечно Командировка, Моя первая работа, АСУ ТП, Длиннопост

1 неделя.

Как съездить в командировку на север на две недели и остаться там навечно Командировка, Моя первая работа, АСУ ТП, Длиннопост

Утро началось с небольшой экскурсии по месторождению и прохождения проверки у местного начальника ТБ. Он проверяет все твои корочки и как оказалось, у меня отсутствует специальная северская медкомиссия. Официально к работе я допущен не был, но кому там какое дело до каких-то справок. Такие моменты обычно всплывают только когда на месторождении случается какое-либо ЧП. Так что я пошел знакомиться со своими станциями, которые мне нужны было запустить и сдать и в эксплуатацию. Каково же было мое удивление, когда по прибытию на место я обнаружил что обе мои станции уже на полную работают на тестовом багнутом ПО, которое было установлено для проверки агрегатов на заводских испытаниях. Сразу сходу мне начали кидать предъявы что наше ПО кривое, и станции время от времени ведут себя неадекватно, и никакие доводы о том, что текущее ПО на этих станциях не предназначено для промышленной эксплуатации руководство не убедило. Там же я познакомился с наладчиком из другой организации, который отвечает за все железо, а я за всю автоматизацию и связь с верхним уровнем. Далее я пошел знакомиться с местным отделом КИПиА и людьми, которым я буду сдавать автоматизацию на своих станциях. Те еще типы, но об этом позже. Очень порадовала столовая, которой заведует та же компания РОТЕКС-С. В меню были свинина под сыром, красная рыба, очень много мясных блюд, много выпечки и ценники были очень низкими. На 200 рублей в обед можно было просто не уйти из-за стола, так что с едой проблем не было. Как я потом узнал, часть денег за еду уже заложена при оплате вагончиков. За проживание в вагончиках я платил сам из выделенных на командировку денег, а вот еду уже за свои суточные. В плане жилья и еды все было довольно неплохо. В первые несколько дней я полностью наладил автоматизацию на первой станции и ждал, когда наконец остановят вторую, но точного ответа дать никто не мог, так как техпроцесс не могли остановить. На мой вопрос какого вообще станции, которые не сданы, уже учувствуют в техпроцессе мне не ответил ни мой начальник, ни местный начальник КИПиА. Всю первую неделю и половину второй недели я потратил на исправление мелких косяков на первой станции и задалбыванием местный кипарей об остановки второй станции. Обустройство рабочего места — это отдельная история, хочешь в руках все держи и работай, хочешь собирай себе хоть стол из коробок и мусора.

Как съездить в командировку на север на две недели и остаться там навечно Командировка, Моя первая работа, АСУ ТП, Длиннопост

Рабочее место

2 неделя.

В начале 2-й недели я познакомился со всей текущей вахтой с которой мне предстоит работать и через 2 дня они поменялись и прилетели другие. Чтож, пришлось повторить все по второму кругу. И вот наконец через 10 после моего приезда мне звонит один из местный кипарей и говорит, что вся линия встала на несколько часов и моя станция тоже, так что я руги в ноги и бегом накатывать свежее ПО на контроллеры и панели управления. На заливку и тестирование ушло порядка полтора часов. После всех выполненных работ я зашел узнать у местных кипарей какие есть недочеты в текущих версиях моего ПО. Пару дней меня мурыжили накидываю все новых и новых замечаний, и после этого уже в ультимативной форме потребовал выдать список замечаний под роспись, иначе исправлять отказывался. И как я понял, что местным кипарям в принципе по барабану сдал ты станцию или нет, главное, чтобы она работала. На следующий день я сам составил общий список всех замечаний, которые мне были выданы за эти две недели и отнес их на подпись местным кипарям. С огромным скрипом, кислыми минами, но мне его подписали. Устранив в этот же день все недочеты, мы договорились на следующий день принимать мои станции по ПМИ. ПМИ – это программа и методика испытаний в которой четко прописаны все технические требования и комплекс мероприятий которые необходимо провести на определенной станции для сдачи её в промышленную эксплуатацию. Местные кипари поднимают всю текущую документацию по моим станция и что бы вы думали, ПМИ не согласован. Четыреждыблятсякая ярость. В тот момент мои маты были слышны наверно километра за два. Моя компания отправила человека сдавать станции и при этом никто не удосужился проверить все ли бумажки в порядке, а согласовывать ПМИ должен ГИП (Главный инженер проекта) с офисом Роснефти в Иркутске и процесс этот нихрена не быстрый. А когда я позвонил в свою компанию и сказал какого хрена я делаю за 6000 км от дома, с бумажками, которые никто не удосужился согласовать, то мне ответили что-то типа что на месте согласовать не можешь? В тот момент я просто сгорел. Местные кипари наотрез отказались согласовывать ПМИ, говоря, что это не их работа, что в принципе логично, а согласовывать с Иркутском я не мог просто по техническим причинам, связь была откровенно гавно, а интернет был только у местных кипарей которые (выдавали его по карточкам) позволяли зайти в него крайне редко. И скорость его была такой, что скачка пары файлов на 5 Mb могла занять 20-30 минут.

3 неделя.

Всю эту неделю я провел в тщетных попытках добиться от своей компании согласования ПМИ и уже приступить к сдаче своих станций. Но дело не двигалось и каждый день меня кормили завтраками. Каждый день я ел, пил, спал и от нечего делать залипал в фильмы или шел протестить новые панели на шкафах и пока ПО заливалось катал в NFS.

Как съездить в командировку на север на две недели и остаться там навечно Командировка, Моя первая работа, АСУ ТП, Длиннопост

С новым ПО контроллеры на станциях перестали зависать и вышли на полную рабочую мощность и тут примерно раз в два дня у одной станции начали отрыгивать различные детали, то нагреватель прогорит, то задвижка мозги начнет делать то еще много чего. Это были не мои проблемы, а проблемы наладчика, но так как он по моему приезду довольно сильно помог мне освоиться и просто оказался отличным человеком, то я ему помогал и вносил в работу ПО небольшие коррективы, потому что как правило по ТЗ в АСУТП изначально нифига нормально не работает. Наладчик к тому времени был на месторождении уже два месяц подряд и менять его не спешили. Также наблюдал за работой разнорабочих и просто удивлялся как они нон стопом пашут на таком морозе.

Как съездить в командировку на север на две недели и остаться там навечно Командировка, Моя первая работа, АСУ ТП, Длиннопост

По вечерам можно было позаниматься в тренажёрке на свежем воздухе, но при -25 совсем недолго.

Как съездить в командировку на север на две недели и остаться там навечно Командировка, Моя первая работа, АСУ ТП, Длиннопост

И конечно кино на вечер.

Как съездить в командировку на север на две недели и остаться там навечно Командировка, Моя первая работа, АСУ ТП, Длиннопост

4 неделя.

Я созвонился со своим начальником, и сказал, что если процесс согласования так и не начат, то оформите мне пропуск на выезд и билет на самолет. И тут началось самое интересное. Выехать с месторождения без пропуска невозможно, только через увольнение либо через прокуратуру. Мой начальник сказал, что будут пытаться вытащить меня оттуда, но уже примерно зная, как идут дела в компании было понятно, что быстро я не уеду. В процессе решения проблемы сдачи станций и согласования выезда я дошел до начальник месторождения чтобы решить данный вопрос. В процессе разговора мне сказали прямым текстом:

- Пока станции не будут сданы, а документы подписаны я тебя не отпущу и пропуск не подпишу.

В рабство я вроде не нанимался, поэтому дальнейшие общение было уже на повышенных тонах и чуть ли не с матами. После этого разговора я позвонил начальнику узнать WTF тут происходит, и вернусь ли я вообще до нового года, на что получил ответ что в АСУТП это норма. Норма что? Отправлять людей на 2 недели в командировку и держать их там по 3 - 4 месяца? Я все понимаю есть форс мажор и прочие обстоятельства, но есть командировка затягивается человека нужно менять, так как на севере человек не сможет продуктивно работать несколько месяцев подряд. И да, кто не знал, на месторождении все 7 дней рабочие, выходных нет.

Эта система, при которой человека можно отправить в командировку на неделю и держать там до посинения просто меня окончательно добила. У нашей компании есть объект, где все оборудование европейское и главный по наладки АСУТП там итальянец, который прилетал на наладку на 1 неделю. Ровно столько была у него командировка. К его прилету оборудование не успели собрать и пару дней он просто сидел на производстве, а ровно через неделю он улетел обратно, хотя оборудование еще не было полностью запущено, так как договор был только на одну неделю. А у нас имеем то что имеем.

5 неделя.

Вахта, которая заступала месяц назад улетела домой и прилетели другие, с которыми я знакомился еще при прилете. Все здоровались с ухмылкой, типа ты что еще тут? Это довольно тяжело видеть, как люди просто нормально работают по определенному графику, а ты вынужден сидеть тут из-за того, что просто один ГИП забил на свою работу. Неделя прошла в очень напряженных разговорах на темы сдачи станций и моего вылета домой с моим и местными начальникам. Были и уговоры, и угрозы остановки станций. Мне грозили что меня все равно не выпустят отсюда до того момента пока не посчитают нужным, я же, в свою очередь, пригрозил что если у меня не собираются принимать станции и не собираются выпускать с месторождения, то я просто прямо сейчас пойду и сброшу все контроллеры и панели так как предъявить мне все равно ничего не смогут потому что станции еще не сданы и находятся на пуско-наладке. После моих слов я выслушал примерно тонну и одну тележку говна в свой адрес от местных кипарей, что так вообще-то не делается. Немного поорав с них, поставил ультиматум, либо принимаем как есть, либо снимаем прошивки. Несколько дней длилось согласование, и я всё же добился начала сдачи по несогласованному ПМИ, знал бы что так будет раньше уронил бы станции.

6 неделя.

В начале недели я сдал станции по ПМИ, были небольшие недочеты, которые устранялись мною в тот же вечер, и после сдачи обоих станций мне нужно было сформировать несколько отчетов о проверки и подписать их у лиц, которые ответственны за данный участок. Тут начался еще один цирк с конями. Принимают одни люди, но подпись ставит он и его начальник или ответственный. То одного не на месте, то другого. Температура к тому времени уже опустилась до примерно -45 градусов по Цельсию. Я потратил только пять дней для того, чтобы найти и подписать все мои отчеты. Далее я связался со своим начальником и сказал, что я все подписал, и чтобы он покупал мне билет через день, а далее я пошел к начальнику месторождения со всей кипой отчетов и заявил, что отчеты есть, через день у меня билет на самолет. Весь последующий день я был как на иголках, так как ждал, когда же придет пропуск. Документы на пропуск подписывает начальник месторождение, но подтверждает этот пропуск только головной офис в Иркутске, который работает до 19.00 по местному времени. Весь день я долбил местных супервайзеров и офис в Иркутске, и когда мне позвонили в 18.50 и сказали, что пропуск есть, но придется пройти до городка разнорабочих примерно полтора километра и оттуда меня заберут. Так быстро я наверно даже в армии не собирался, покидал все вещи в сумку, одел самые теплые вещи, замотал лицо в шарф, так как на улице было на тот момент -43, и почти бежал в другой городок к вахтовке.

По прибытию в городок к разнорабочим, 90% это казахи, я узнал, что вахтовка замерзла по пути из Мирного и отправили другую машину. Обратно в ИТР городок я уже не хотел возвращаться, так, как если бы я пропустил бы эту вахтовку, то не знаю, чтобы я тогда делал. Решил ждать на улице, на морозе. Примерно через десять минут меня заметили несколько казахов, которые также должны были уехать и предложили пойти к ним в вагончик погреться, за что им огромное спасибо. Так я провел еще 5 часов гоняя чаи и ведя беседы с местными рабочими, которые оказались отличными парнями.

И вот за нами приехал Урал. Все погрузились, и мы поехали и на этом можно заканчивать, но нет. Впереди нас опять ждал тот КПП, досмотр и прочие не особо приятные прелести. Доехав до КПП, зашел охранник, собрал все паспорта для проверки и ушел. Мы ждали, когда он придет, нас досмотрят и мы поедем. Но его не было примерно пол часа. Когда он вернулся он рассказ просто офигенную новость что оказывается от месторождения до Мирного ведут две дороги по зимнику и половине нашей вахтовки согласовали проезд по первой дороге, а другой половине по второй дороге. В тот момент отопитель в вахтовке можно было выключать, потому что пердаки горели у всех. Охранник ушел разбираться. Вернулся он только через полтора часа. Сказал, что все согласовали и мы можем ехать в Мирный, извинился и в качестве бонуса сказал, что досмотр мы проходить не будем. Дальше я отрубился и проспал до самого Мирного. Дальше был спокойный перелет домой без приключений.

Я прибыл домой в начале декабря, а наладчик, который был со мной на месторождении с сентября месяца, на сколько я знаю, смог уехать оттуда только после увольнения. По АСУТП косяков было не много, а вот оборудование постоянно что-то отрыгивало и наладчика просто не отпускали, пока он не отправил заявление на увольнение, а его компания не отправила соответствующую бумагу на месторождение, что данный человек у нас больше не работает.

По возвращении в компанию я высказал начальнику все что я думаю о том, как отправлять новичков в такие командировки, хотя и догадывался что бывалых туда наверно палкой не загонишь. Через некоторое время написал заявление и ушел разработчиком, о чем ни капли не жалею, но это уже совершенно другая история.

Если вы новичок и хотите связать свою жизнь хоть ненадолго с работой на севере вахтой или командировкой, то запомните несколько простых правил:

1) Только официальное трудоустройство, с трудовым договором на руках.

2) В идеале сразу иметь билеты на самолет туда и обратно

3) Как бы не было банально, теплые вещи. Со мной на вахте приехал ИТР парень просто без шапки, на улице было -15. На все вопросы от людей типа где шапка, говорил, что не холодно. Больше я его не видел.

4) Не прогибаться и не уступать если вы на стороне подрядчика. Никогда не запускать оборудование в работу пока оно не сдано. Могут угрожать сколько влезет, но если оборудование встанет, то по шапке получат они.

Спасибо всем, кто дочитал, текста получилось достаточно много хотя сократил как мог. Думаю, выводы каждый сделает для себя сам.

Командировка моя, станции мои, тег моё. Баянометр ругается на ежика на снегу.