Как Рокфеллеры прокололись на дружбе с мексиканским коммунистом
Расскажу нынче об уничтоженной фреске мексиканского художника Диего Риверы и огромном скандале, который он устроил на всю Америку.
Центральная часть той самой фрески: Человек, управляющий Вселенной.
Вообще, Диего Риверу считают прародителем того вот большого красивого настенного искусства, которое мы порой видим в городах прямо на домах, даже стиль в котором он работал некоторые выделяют в отдельное течение - мексиканский мурализм.
Диего - батя муралов.
Грандиозный мурал, посвященный истории Мексики, Мир сегодня и завтра, 1929 год
Но самая, мне кажется, клевая и важная история, связанная с его творчеством вот какая.
В тридцатые годы на деньги семейства Рокфеллеров в Нью-Йорке был построен Рокфеллеровский центр, названный так в честь Джона Дэвисона Рокфеллера-младшего. Эта куча высоток сейчас является национальным историческим памятником, а при строительстве должна была ознаменовать своим размахом окончание великой депрессии.
Вот он какой, ар-деко во всей красе:
Не знаю, какой черт дернул Нельсона Рокфеллера заказать гигантскую роспись коммунисту и бунтовщику Диего Ривере, но случилось как случилось - 99 квадратных метров стены стало покрываться фреской под названием “Человек на распутье, с надеждой глядящий на выбор нового и лучшего будущего”.
В этой фреске сразу нарисованы рядом плохие неприятные люди капиталисты и хорошие-добрые, с честными лицами, коммунисты. А человек, значит, на распутье. Выбирает куда ему. И еще управляет стихиями. Настоящий сверхчеловек.
Эскиз к фреске
и фотография процесса работы.
Присмотрелись к работе журналисты и давай писать статьи с заголовками, вроде «Ривера рисует коммунистические сцены, а Джон Рокфеллер-младший оплачивает счет». А в США в те годы коммунизм, как известно, пугал всех похлеще эпидемии чумы.
И как только начался шквал критики в прессе, а мурал стал главной темой на всех кухнях и во всех кабинетах страны, Ривера взял и превратил одного из рабочих вообще в Ленина. И сказал что это, ребята, демонстрация в Москве.
Кто это у нас тут!
И рабочие вот. Мне даже кажется, что одна из рабочих показывает язык, но это не точно.
Это был совсем перебор и Рокфеллеры потребовали исправить фреску, а Ривера отказался, конечно. Предлагал не замазать Ленина, а добавить Линкольна.
Кстати, говорят, что Ленин был просто уже последней каплей, а не главной причиной последующего уничтожения изображения - Ривера так разошелся, что, критикуя капитализм, одного из, собственно, Рокфеллеров изобразил прибухивающим среди дам полусвета и господ в пиджаках. А на дворе-то сухой закон, которые ваще-то Рокфеллеры, будучи яростными баптистами, чуть ли не сами протащили.
Фреску уничтожили в 1934 году. Объяснили так: “Изображение было непристойным и оскорбительным образчиком дурного вкуса. Прежде всего по этой причине Рокфеллеровский центр решил его уничтожить”.
Ривера на это ответил, что Рокфеллеры - вандалы и почти нацисты.
Диего за работой со своей женой, Фридой Кало.
Зато в том же году Риверу позвали повторить фреску в Музее изящных искусств в Мехико.
В новый вариант были добавлены Маркс, Энгельс и Троцкий. С последним, кстати, Диего и Фрида Кало водили дружбу, да такую крепкую, что Троцкий спасался у них в гостях в Мексике и был любовником Фриды. Но это уже другая история.
А вот, наконец, работа целиком:
(Рокфеллер, если что, слева от рабочего).
Но самое главное в истории этой фрески - конечно, ее разрушение и последовавшие после массовые протесты и бурная дискуссия, которая случилась в американском обществе о границах творчества, искусства, праве на уничтожение и ограничение свобод.
То есть, никто не разошелся по домам, вздохнув - ну, уничтожили, значит так надо было.
Я не большая поклонница творчества Диего Риверы, но устраивать заварухи и жить человек умел.)
Текст мой,
но чаще я пишу о своих находках и публикую заметки вот тут:
Присоединяйтесь, буду рада.









