Как писать так, чтобы тексты легко читались?

Как писать так, чтобы тексты легко читались? Максим Ильяхов, Текст, Редактор, Бюро Артёма Горбунова, Длиннопост

Дайте несколько советов как писать так, чтобы тексты легко читались. Когда я перечитываю свои тексты, понимаю, что в некоторых местах читатель будет спотыкаться, но как сделать его читабельнее не знаю.

Возможно проблема в том, что я неправильно составляю порядок слов в предложениях. Всегда ли сказуемое следует за подлежащим, а потом уже все остальные члены предложения? Приведите примеры неправильного порядка слов в предложении и правильного. Что такое слог, как его улучшить?


Максим Ильяхов:

Редактировать текст лучше через несколько часов после написания. Так легче себя критиковать.


Первый шаг — выбросьте из текста предложения, которые не работают на тему. Даже если хочется высказать всё и сразу. Даже если придётся пожертвовать элегантными смысловыми ходами. Если предложение не работает на тему — выбрасывайте.


Когда в тексте не осталось лишних мыслей, прочитайте его вслух. Там, где споткнётесь — редактируйте. Каждый сложный узел развязывается по-своему. Когда я редактирую свои тексты, я из раза в раз делаю одно и то же:


Дроблю длинные сложноподчиненные предложения и упрощаю зависимые части:


Первое, что хочется сделать, когда на вас опрокидывается ушат клиентского гнева — накрыть голову руками и неистово защищаться, — и интуитивно кажется, что это самое верное решение, но это путь к провалу.

Когда клиент на вас сердится, сразу хочется защищаться. Интуитивно кажется, что это самое верное решение. Но это путь к провалу.


Оглядываясь назад, я только сейчас начал понимать, что я просто хотел мстить вам за то , что вы, как и все, так предсказуемо отвернулись от меня. И это не смотря на то, что я понимал - в ваших действиях не было предательства.

Но теперь мне кажется, я просто хотел мести за то, что вы когда-то отвернулись от меня. Хотя вы меня не предавали.


Причёсываю ряды однородных членов: делаю их параллельными и убираю лишнее:


Возможно, вас подвёл поставщик, клиент задержал утверждение, в середине проекта появилось новое ТЗ, худрук запорол макет, сократились сроки, — в любом случае клиент обратится к вам как к виноватому.

Поставщик сорвал сроки, худрук запорол макет, клиент задержал утверждение — в любом случае обвинят вас.


Вытаскиваю из-под завалов подлежащие и сказуемые, переписываю предложения под них. Вы удивитесь, как в этом процессе предложения волшебным образом сбрасывают шелуху:


Я заметил любопытную вещь: во многом из-за того, что результат работы дизайнера в основном завязан на его кругозоре, живом интересе к миру и способности учиться, сплошь и рядом особенно успешны бывают дизайнеры, которые получили не художественное, а техническое образование.

Заметил любопытную вещь: дизайнер-технарь сильнее дизайнера-художника. Наверное, потому что технарь быстрее учится новому и интересуется всем подряд.


Чередую длинные и короткие предложения:


Клиенты обращаются ко мне с просьбой написать для их фирмы или товара мощный «продающий» текст. Я не знаю, что это.

Есть текст, который грамотно описывает преимущества товара, формирует к нему хорошее отношение, помогает принять взвешенное решение о покупке. Такое я пишу. И есть текст, который «выкручивает руки»: незаметно гипнотизирует, давит на страхи и кричит «Количество ограничено». Если это и есть продающий текст, то это грустно: он похож на хамоватого и хитрого продавца на рынке. Такое я не пишу. Даже если такой текст продаёт больше.

Хорошему товару нужен честный текст в информационном стиле и красивая фотография. Этим интересно заниматься. А тратить время жизни на обман и впаривание — нет.


Разнимаю «слишком слипшиеся шипящие», даю место сильным словам, убираю повторы. И постоянно сокращаю.


Уверен, какие-то из этих приёмов помогут и в вашем тексте.


Перечитывайте текст вслух хотя бы с часовыми перерывами. В каждой новой редакции будут новые ошибки.


Вычурный и громоздкий слог в первой редакции — это нормально. Приучите себя хотя бы два раза редактировать текст перед публикацией. Мой первый черновик всегда ужасен и обретает человеческий облик только на вторую-третью редакцию. Публикуюсь я не раньше пятой редакции.


На курсе мне подсказали приём: отправить себе текст по почте. Так легче посмотреть на него со стороны. Предлагаю уважаемым советчикам поделиться своими любыми приёмами лечения текста.


Это был воскресный совет о тексте, редактуре и информационном стиле от дизайн-бюро Артёма Горбунова.



Добавлю от себя. Из уроков русского языка мне запомнился пример с прилагательными:

Монетка упала на мостовую.

Монетка, звеня и подпрыгивая, упала на мостовую.


За счет этого приёма мои предложения стали разбухать. Всё в меру, не нужно делать слишком длинные и ветвистые предложения.

Лига Писателей

3.6K постов6.4K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Внимание! Прочитайте внимательно, пожалуйста:


Публикуя свои художественные тексты в Лиге писателей, вы соглашаетесь, что эти тексты могут быть подвергнуты объективной критике и разбору. Если разбор нужен в более короткое время, можно привлечь внимание к посту тегом "Хочу критики".


Для публикации рассказов и историй с целью ознакомления читателей есть такие сообщества как "Авторские истории" и "Истории из жизни". Для публикации стихотворений есть "Сообщество поэтов".


Для сообщества действуют общие правила ресурса.


Перед публикацией своего поста, пожалуйста, прочтите описание сообщества.