Как ликвидировали известного абрека Зелимхана в 1913 году. Фото в комментах

В детстве я очень любил две книжки о знаменитом чеченском абреке Зелимхане. Одну написал Дзахо Гатуев, вторую Магомед Мамакаев, и обе были полны романтики, мужества, лихости. После своей смерти 27 сентября 1913 года Зелимхан начал новую жизнь. В советское время он был борцом против царской администрации, защитником обездоленного в "тюрьме народов" чеченского крестьянства, во времена Ичкерии - воином Аллаха, неуловимым мстителем, убивавшим ненавистных русских колонизаторов. Образ был создан разносторонний, с социальным, политическим, национальным и религиозным аспектами. Актуален он и сейчас среди чеченской молодежи, но речь в моем посте не о современном прочтении мифа. Нагромождено было столько небылиц и идеологических конструкций, что сам Зелимхан, по меткому замечанию одной газеты, вряд ли бы сам себя среди них узнал. Но относительно немногие даже из моих земляков знают, что человеком, ликвидировавшим знаменитого абрека, был осетин, воин отчаянной смелости Астемир (Георгий) Кибиров.

Для начала нужно сказать, что всеобщим любимцем чеченцев Зелимхан не был. Непосредственно среди своего народа у него было много врагов и кровников. "Как вспоминали современники, после одного из налетов он приказал своим абрекам разделиться, чтобы сбить преследователей со следа, а сам свернул в совершенно другую сторону вместе с братом и отцом. Но входившие в русский отряд кровники Зелимхана, чеченцы-беноевцы, не попались на эту удочку. Застигнутый врасплох Зелимхан, как утверждали его недруги, бежал без оружия и папахи, а его близкие были убиты" (http://www.darial-online.ru/2009_2/jirnov.shtml). На волне "свободолюбия" у многих кавказских виртуальных героев появился соблазн объявить Кибирова приспешником русских колонизаторов (осетин-казак к тому же, такая возможность поюродствовать), но и тут мимо. Зелимхан был кровником Кибирова, поскольку убил его дядю, начальника Веденского округа полковника Галаева, а также его однополчан по Дагестанскому конному полку (погибли в засаде). Месть оказалась существенной частью мотивации осетина, который взялся за дело только после того, как ему предоставили особые полномочия. А именно: "беспрекословно и немедленно давать поручику Кибирову войсковую часть или команду по его требованию, не спрашивая, для какой цели». Причем ни о том, что ему приказано взять или убить Зелимхана, ни о том, что у него есть особые полномочия, не знал даже его непосредственный начальник –командир сотни. Неслабые полномочия, надо сказать)

К осуществлению своего плана Кибиров подошел неординарно. Начал он со сбора информации об объекте, но делал это лично. Вернул из ссылки семью Зелимхана, тем самым уже существенно облегчил свою задачу. Кибиров буквально жил в ауле Шали, общался с местным населением, но статус офицера армии вызывал у тех определенное недоверие. Тогда Кибиров стал выдавать себя в Чечне за обычного горца. В итоге он познакомился с семьей, у которой иногда бывал сам Зелимхан, и через нее смог выйти на двоих людей из окружения абрека. Через них он добился организации встречи с Зелимханом, взамен снабдив двоих посредников разрешением на ношение оружия. Для Кибирова было крайне важно увидеть абрека, потому что он не знал его в лицо. В итоге встреча состоялась, была короткой и холодной, но осетин сумел запомнить и номер трехлинейки Зелимхана, с которой тот не расставался, - 22875. Далее он установил за посредниками слежку, и в итоге они вывели его к желаемой цели, к двум старым саклям в лесу.

Кибиров поднял свой взвод ночью. Прежде, чем выступить, он заставил каждого из своих людей поклясться в том, что все произошедшее останется в тайне. Клятва была сопровождена обещанием Кибирова пристрелить каждого, кто в дороге попытается отстать или выкинет какой-то другой трюк. Оставшееся было делом техники, абреку было уже не уйти от него. Что интересно, на рассвете Зелимхан решил сыграть на религиозных чувствах дагестанцев Кибирова и позвал их на намаз, но безрезультатно. В итоге:

Особой заслугой Кибирова стало то, что во время этой операции ни один из его людей не погиб. Было 8 раненых, включая его самого. Труп Зелимхана опознали, и Кибиров стал по современным понятиям звездой. Русские официальные издания живописали, как благодарен ему чеченский народ за избавление от кровавого бандита. А некоторые старейшины, религиозные авторитеты и богатые чеченцы подписали приветственный адрес Кибирову и собрали деньги. Кибиров денег не взял. Тогда ему подарили драгоценную шашку, принадлежавшую, по легенде, имаму Шамилю.

В биографии Кибирова потом была Первая Мировая, во время которой он был переведен во 2-й Дагестанский конный полк. С ноября 1915 года он – ротмистр. В 1916 году его прикомандировали к Ингушскому конному полку, где он командовал 5-й «абреческой» сотней. В 1917 году Кибиров был прикомандирован в 1-му батальону Осетинской пешей бригады. В июле он был произведен в подполковники, затем в полковники. С марта 1918 года Георгий Кибиров – начальник гарнизона Владикавказа. В дальнейшем он участвовал в Терском восстании и Белом движении. С августа 1918 года руководил отрядом, а с октября – командир 1-го Терского пластунского батальона. В феврале 1919 года полковник Кибиров погиб в бою, так никогда и не приняв новую власть. О командовании ингушской абреческой сотней я слышал несколько историй, но так как документально их не могу подтвердить, то и писать ничего не буду.

Достойная биография. Астемир (Георгий) Кибиров, отчаянный воин, еще одна полузабытая в Осетии личность.

Оригинал